Гарант Созидание
Информационно-правовое обеспечение

Встреча с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами

На площадке Новгородской технической школы в Великом Новгороде Президент встретился с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами – участниками проекта «Передовые инженерные школы».

21 сентября 2022 года 17:00 Великий Новгород

Встреча с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами

Перед началом встречи Владимир Путин ознакомился с выставкой о лабораториях Новгородской технической школы.

«Передовые инженерные школы» – федеральный проект Министерства науки и высшего образования, в котором принимают участие ведущие российские вузы и отечественные компании.

Его цель – обеспечить высокопроизводительные экспортно ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения её технологической независимости, а также создавать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнёрстве с бизнесом.

* * *

В.Путин: Передовые инженерные школы – звучит это очень впечатляюще и обнадёживает. Ещё – когда это было – в 2018 году Андрей Сергеевич [Никитин] подошёл с этой идеей, по сути, для Новгорода, а потом начал её развивать дальше. Возникло первое поручение Правительству, и началась проработка этой идеи здесь, в Новгороде.

Смотрите также

Участники встречи с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами 21 сентября 2022 года

В 2019 году, через год, уже это приобрело более конкретный характер. Андрей Сергеевич продолжил развивать эту тему. В 2021-м уже и «Единая Россия» это подхватила достаточно уверенно, и приобрела характер общенационального значения – сама по себе тема.

И мне очень приятно, что эта тема пошла: она в высшей степени востребована. Сейчас коллеги рассказывали по отдельным направлениям. Особенно актуально сегодня – вообще, честно говоря, всегда актуально: наши компании крупные всё привыкли покупать, а сейчас, когда не продают, приходится самим придумывать. Главное, что у нас есть база, на которой можно придумывать, и это прежде всего интеллектуальная база.

Поэтому так важно было соединить в этой программе интеллектуальные возможности, те наработки, которые были сделаны до этого в практическом плане, и теорию, и прикладную науку, потребности наших ведущих компаний, их финансовые возможности и, самое главное, рынок конечной продукции. В этом и заключалась идея создания таких продвинутых инженерных школ, чтобы всё вместе в одном месте объединить и добиться необходимого нам, стране успеха.

Я так понимаю, что здесь представлены те, кто прошёл через определённые конкурсные процедуры, выиграл эти конкурсы для создания таких школ: эти же не только в Новгороде – по всей стране, так я понимаю.

Я очень рад тому, что инициатором был именно Андрей Сергеевич, и сегодня мы собрались в Новгороде, потому что в известном смысле Новгород был колыбелью начинаний подобного рода. Ярослав Мудрый в XI веке здесь организовал первую школу на 300 детей, и вообще он был известен тем – Мудрый, он уже гораздо позже получил такое прозвище благородное, но заслуженно, – что не только первую школу создал, но и действительно уделял очень много внимания и придавал огромное значение интеллектуальному развитию нации, подготовке специалистов по разным направлениям. И потом, когда стал князем в Киеве, там продолжил это. Но, как сказал Андрей Сергеевич, там в основном для элит всё делал, а здесь для широкой публики, с этого начал. И это очень правильно: база шире. И всё это приобрело потом широкое развитие по всей стране в целом уже при следующих поколениях.

Будем считать, что это вступительное слово. Я вас хочу поздравить с тем, что вы выиграли эти конкурсы, хочу пожелать вам успехов и с удовольствием вас послушаю: как вы собираетесь строить свою работу и какая нужна, может быть, дополнительная поддержка со стороны региональных властей, с кем вы работаете, и со стороны федерального центра, Правительства, Администрации.

Пожалуйста, Андрей Сергеевич, прошу.

А.Никитин

Никитин Андрей Сергеевич

Никитин Андрей Сергеевичгубернатор Новгородской области : Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Уникальность этого проекта, наверное, в трёх вещах.

Первое. Такого проекта не было точно лет сорок – с тех времён, когда у нас активно развивались производственные практики на территориях, и этого проекта все ждали: его ждали университеты, ждал бизнес, ждали наши предприятия.

Второе. Здесь я хочу огромное спасибо сказать и Валерию Николаевичу Фалькову, и вице-премьеру Дмитрию Николаевичу Чернышенко за честный отбор. Отбор был очень строгим, были представители Миннауки и Минпрома и эксперты.

Мне даже пришлось с Петербургского экономического форума срочно возвращаться в Москву, потому что надо было участвовать в защите, доказать, что это нужно и университету, и региону, и регион готов участвовать.

Все те вузы, которые участвуют в этой программе, их 30, они победили в абсолютно честной борьбе, доказав…

В.Путин: Из 90, по-моему.

А.Никитин: Из 90 – 30, тех, кто прошёл, доказав свои планы достаточно серьёзной группе экспертов.

И третий момент, он тоже очень важен: в каждом проекте есть софинансирование бизнеса. То есть это не только мысли учёных, не только мысли преподавателей, но бизнес рублём проголосовал за каждый из тех проектов, которые есть здесь.

Если позволите, Владимир Владимирович, я бы хотел сначала предоставить слово Ивану Юрьевичу Зубко – это у нас пермская инженерная школа. Коллеги занимаются крайне серьёзной темой – разработкой элементов современных авиадвигателей.

Иван Юрьевич, пожалуйста.

И.Зубко: Спасибо за представление.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Многие из нас, которые сегодня здесь оказались, первый сегмент своего пути преодолели на самолётах гражданской авиации. Мы понимаем, что гражданской авиации сегодня крайне необходимы российские гражданские авиадвигатели. Поэтому мы с нашими партнёрами – это группа компаний пермских…

В.Путин: Извините, Иван Юрьевич.

Всё то, о чём я только что сказал, по поводу того что легче покупать, чем производить самим: как только начинаем покупать, рынок сразу для своего производителя закрыт, потому что не производили мы с советских времён конкурентоспособных авиадвигателей для гражданской авиации. Для боевой – да, они самые лучшие в мире, но боевая – у неё определённый срок жизни, и никто не считает ничего ни по шумам, ни по расходу топлива.

А к гражданской [авиации] совсем другие требования, никто ничего не делал в своё время. Конечно, лучше покупать – дешевле даже и комфортнее – Boing и Airbus. Но если сами не будем делать, никогда не появится… Здесь не было бы счастья, да несчастье помогло: закрыли – значит, всё.

Минтранс оставил на территории России те машины, которые были взяты в лизинг, просто оставили, и всё, потому что посчитали – и правильно посчитали: лизингодатель не имел права их изымать раньше контракта. Начали изымать – Минтранс просто не отдал. Мы на них летаем, но сколько на них будем летать ещё – год, два, три?

К этому времени нужны свои машины. Они у нас есть, но их нужно тиражировать – «а», и «б» – улучшать по качеству, в том числе и прежде всего по двигательным установкам. Поэтому это очень важно, это востребовано прямо сейчас, сейчас нужны эти разработки.

Извините, что я Вас перебил. Пожалуйста.

И.Зубко: Как раз в Перми у нас производятся двигатели гражданского назначения. Поэтому мы вместе с нашими партнерами – представителями пермской группы компаний «ОДК» и Пермским политехом – создали «Высшую школу авиационного двигателестроения». Мы как раз решаем совместно эту задачу по кратному увеличению выпуска гражданских авиадвигателей.

Наши партнеры в этом году оказали нам поддержку в 160 миллионов рублей – это почти вдвое больше, чем мы получили по гранту ПИШ. Эти вложения в основном идут на решение таких задач технологической повестки, которые прямо сегодня крайне актуальны для наших партнеров.

Задач довольно много, я буквально пару примеров приведу. Одна из них – это отработка технологий сверхточного литья титановых лопаток для гражданских авиадвигателей. Причем у нас сейчас нет технологий, которые бы обеспечивали и точность литья, и низкий процент брака, то есть они нам крайне необходимы.

А другой пример – это создание авиационных лопаток из полимерных композитов, особенно когда мы говорим о разработке новых перспективных двигателей: это ПД-35, это крупнофюзеляжный.

В.Путин: С большой тягой?

И.Зубко: С большой тягой, да. Там нужны эти композитные лопатки, а буквально всего одна страна в мире обладает технологией серийного производства таких лопаток. И наша задача – подготовить переход к такому серийному производству. Сейчас пока существует изготовление штучных образцов таких лопаток, а нужен переход к серии.

Ну а образовательный продукт нашей передовой инженерной школы – это новые инженеры. Причем на «ОДК-Авиадвигатель» нам говорят, что нужны творческие инженеры. А где их взять и кто это вообще такие?

И мы понимаем, что они могут родиться только при решении реальных, практически важных инженерных задач. Наша передовая инженерная школа направлена на эксперименты с подходами к инженерному образованию. Причем новые подходы особенно актуальны для регионов, потому что высокобальники от нас уезжают в столичные вузы. Но среди тех, кто остается, очень много таких ребят, я бы сказал, обладающих творческими инженерными способностями. Они часто считаются троечниками.

В.Путин: Эйнштейн тоже был троечником по физике.

И.Зубко: Им неинтересно учиться в традиционной образовательной системе, и нам нужны новые образовательные подходы к ним. И тогда мы из них, действительно, сможем сделать настоящую инженерную элиту нашей страны, причем я это точно знаю. У меня пример под боком – мой сын, он гениальный двенадцатилетний инженер, но ему просто скучно ходить в школу. И вот для таких ребят мы создали нашу передовую инженерную школу.

А для более старшего поколения, если говорить про магистратуру, мы уже в этом году набрали магистрантов, то для них мы вводим итоговую аттестацию в формате «технология как диплом». То есть в течение двух лет прямо на предприятии они разрабатывают реальные производственные технологии с тем, чтобы потом защитить их, а после выпуска внедрять. То есть мы говорим о подготовке инженеров с нулевым периодом адаптации. И мы видим некоторые сложности в реализации такой схемы.

Вы отмечали, что у компании «ОДК» сейчас есть ограничения с доступом к западному промышленному оборудованию. Мы у себя создали IT-полигон для тестирования российского программного обеспечения, но мы видим необходимость в том, чтобы создавать полигон и для российского промышленного оборудования.

Компании по привычке пытаются находить зарубежное оборудование, не обращают внимание на российское, а оно есть. Тут, возможно, нужны меры господдержки или специальные льготы для производителей такого оборудования, чтобы они безвозмездно поставляли в ПИШ это передовое российское промышленное оборудование, обновляли его, чтобы мы работали на нем совместно с нашими партнерами, чтобы партнеры привыкали к нему и начинали обновление своих производств.

Мы такую практику видели во многих других университетах: и западных, и китайских, и нам тоже ее не достает.

В.Путин: Что конкретно нужно?

И.Зубко: Нужны какие-то меры поддержки.

В.Путин: Какие?

И.Зубко: Я пока не знаю, может быть, какие-то льготы, может быть, какое-то субсидирование.

В.Путин: Я сам не догадаюсь тоже, если Вы мне не подскажете.

И.Зубко: Это вопрос на проработку, мне сложно прямо сейчас сказать.

В.Путин: Я не догадаюсь, если Вы мне не подскажете, поэтому Вы просто подумайте. Понимаете, бюрократия так устроена, – Дмитрий Ливанов знает, он сам бывший бюрократ, – пока на бумагу не положишь, ничего не двигается. Нужно обязательно это сделать. Подумайте.

И.Зубко: Попробуем проработать механизм.

В.Путин: Как это сделать? (Обращаясь к А.Никитину.)

А.Никитин: Владимир Владимирович, с Министром отработаем и совместно с Иваном Юрьевичем сформулируем.

В.Путин: Надо взять у Ивана Юрьевича, когда он до деталей прикинет. Я понимаю, о чем Вы говорите, и полностью согласен. Но нужно просто четко сформулировать, какие и кому должны быть розданы поручения и что конкретно мы хотим добиться этими поручениями, от кого.

Ладно?

И.Зубко: Хорошо.

В.Путин: А так само по себе это абсолютно правильно, я полностью согласен. Конечно, нужно ориентироваться на наше оборудование, и в принципе у нас есть такие программы. Может быть, там чего-то не хватает, но я вам всегда об этом говорю: нам нужно современное отечественное оборудование, причем по разным направлениям.

У нас же целая программа здесь существует, – может быть, там чего-то недостаточно в этих программах, – как раз поддержка своей лабораторной базы, отечественное оборудование и так далее, у нас свои же программы созданы. Давайте посмотрим, чего там не хватает. Может быть, не создавать новое, а просто что-то добавить в те инструменты, которые уже мы пытаемся применять для решения той задачи, о которой Вы сейчас сказали.

Хорошо?

И.Зубко: Хорошо. Спасибо.

А.Никитин: Спасибо.

Владимир Владимирович, разрешите предоставить слово Антону Владимировичу Тумасову, это Нижний Новгород. Коллеги занимаются атомной энергетикой нового поколения.

А.Тумасов: Владимир Владимирович, здравствуйте!

Представляю Нижегородский государственный технический университет имени Ростислава Евгеньевича Алексеева. Вместе с партнерами из госкорпорации «Росатом» инициировали создание передовой инженерной школы по атомно-водородной тематике.

Передовая инженерная школа нацелена на подготовку новых кадров, новых технологий. К примеру, вместе с «ОКБМ Африкантов» мы разрабатываем высокотемпературный газовый реактор – это реактор нового типа: здесь охлаждение происходит не водой, а гелием, получаем высокопотенциальное тепло. И это ключ к новой технологии получения водорода с низким углеродным следом.

В.Путин: Чистого водорода?

А.Тумасов: Да, именно так.

Это совершенно новый этап развития атомной энергетики. Таких реакторов в настоящее время нет, они будут пущены в эксплуатацию в 2030–2032 годы, но проектировать и исследовать нужно уже сейчас. Вопросы повышения КПД такого реактора, обеспечения кибербезопасности новой системы управления – это всё задачи передовой инженерной школы.

С другими нашими партнерами из саровского ядерного центра мы работаем над лазерными системами. Это инженерные системы, которые охлаждают лазеры. Это новые открытопористые материалы, это новые методики моделирования гидрогазодинамических процессов, причем с использованием отечественного программного пакета. И это тоже передовая инженерная школа.

Получается, что особенность в том, что мы работаем с теми объектами, которых сегодня нет: они появятся через пять, семь, десять лет, то есть мы смотрим в будущее, и мы готовим тех инженеров, чьи компетенции будут востребованы в будущем. Мы не учим решать те задачи, решение которых известно, – с этим справляются университеты и существующие структурные подразделения. На нижегородской земле наш университет находится уже 105 лет.

А вот передовая инженерная школа – это взгляд в будущее. В основе – научные работы, новые лаборатории, новые центры. Получая новые знания, мы видим, прогнозируем проблемы. Мы получаем эти знания, трансформируем их в образовательные программы и даем их нашим студентам. Именно в этом особенность нашей передовой инженерной школы.

Пользуясь случаем, разрешите отметить, что…

В.Путин: Вы это рассказываете, и у меня, честно говоря, дух захватывает.

А.Тумасов: Повышение качества инженерного образования зависит не только от обучающих программ – оно зависит еще от такого вопроса, как повышение престижа инженерного образования и продвижение инженерных профессий среди молодежи. У нас много талантливой молодежи, и здесь очень важно их вовлекать.

Такие задачи уже сейчас решаются. Например, хорошо известен положительный опыт инженерных классов. В частности, наш университет: с госкорпорацией «Росатом» – это атомные классы, с Объединенной судостроительной корпорацией – это судостроительные классы. Такую практику можно развивать по другим отраслевым направлениям.

Вместе с этим можно говорить об учреждении некоторых именных стипендий для наиболее талантливой молодежи, которая заинтересована в инженерном творчестве, для наиболее талантливых студентов, и чтобы эти стипендии были именные. Например, выдающиеся инженеры-конструкторы советского или российского периода, как Сергей Павлович Королёв – человек, который реально изменил мир, здесь, действительно, масштаб серьезный.

Если проводить такую популяризацию – это системная работа, она затрагивает не только вузы, это и школы, и предприятия, здесь коллективный нужен подход, – чтобы у молодежи были кумиры в инженерно-технической среде, это очень важно. Им это будет интересно, и они пойдут в эту сферу.

А в результате объединения таких усилий и вместе с передовыми инженерными школами, действительно, мы сможем воспитать новые кадры, и наша инженерная наука будет на лидирующих позициях во всем международном инженерном сообществе.

В.Путин: Здесь возражений никаких нет, всё очень складно и интересно. Я говорю: именно дух захватывает. Почему? Потому что Вы точно должны спрогнозировать, что будет востребовано, над этим начинаете работать и под это уже готовите новые кадры.

А.Тумасов: Абсолютно верно.

В.Путин: Это точно.

Вы сейчас упомянули чистый водород. Вообще водород – одно из таких серьезных направлений по целому ряду сфер, в энергетике в том числе и, наверное, прежде всего. И если нам удастся сделать то, о чем Вы сейчас говорите, то мы сохраним за собой, даже тогда, когда углеводороды будут реально, а не как сегодня – «хотелки» у кого-то на Западе, уходить, то мы сохраним за собой лидерские позиции. У нас для этого есть все возможности, это точно совершенно.

Продолжение следует.

Источник