Гарант Созидание
Информационно-правовое обеспечение

Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта

Президент проводит в Кремле заседание Президиума Государственного Совета, посвящённое вопросам развития общественного транспорта в стране.

17 августа 2023 года 19:30 Москва, Кремль

Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта

Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

В нашей повестке дня сегодня – вопросы развития общественного транспорта. Они важны – понятно, насколько они важны для миллионов граждан нашей страны, практически для каждого человека.

Достаточно сказать, что ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более десяти миллиардов человек, плюс на метро три миллиарда и более миллиарда на пригородном железнодорожном транспорте.

Это притом, что в последнее десятилетие мы переживаем настоящий бум роста числа личных автомобилей, и популярность общественного транспорта, в основном в крупных городах, заметно снижалась. Но эта тенденция сейчас постепенно меняется: всё больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный.

Конечно, это происходит преимущественно в тех городах, где все виды транспорта грамотно увязаны в единую систему, удобную, востребованную жителями.

Таким примером, даже эталоном, можно сказать, безусловно, является столица России – Москва. Сегодня мы с Сергеем Семёновичем Собяниным посетили выставку «Год нового транспортного каркаса», и руководитель Московской области там был [Андрей Воробьёв], и [глава] «РЖД» [Олег Белозёров].

Надо сказать, что сама выставка и то, что делается в Москве, безусловно, впечатляет – и не только масштабными перспективами, но, главное, реальными, видимыми достижениями столицы. Они радикально изменили само представление о том, как может развиваться современный общественный транспорт громадного мегаполиса, на деле доказали, что он способен стать комфортным, быстрым, даже высокоскоростным.

Мы также дистанционно присутствовали при введении в строй уже третьей линии московских центральных диаметров. Она соединит Ленинградское и Казанское направления.

Понимаю, что возможности столицы, они, мягко говоря, отличаются от многих регионов Российской Федерации – это понятно. Но всё-таки опыт Москвы, который нарабатывался годами, колоссальный, и он полезен всем российским регионам, даже учитывая их особенности и текущую специфику. И для Москвы ещё десятилетие назад реализация таких амбициозных планов – мы с Сергеем Семёновичем об этом говорили сегодня – ещё совсем недавно казалась практически недостижимой целью, но здесь взялись за воплощение этих планов в жизнь и добились впечатляющих результатов.

Жизнь, реальная работа показывают, что дело далеко не только в финансовых средствах, хотя, конечно, без денег никуда не денешься – это очевидная вещь, но и в огромной степени результат зависит всё-таки от стратегического, комплексного подхода, от правильно выбранного вектора развития, от грамотных управленческих решений, в том числе [дело] в тесной увязке градостроительных и транспортных задач.

Хотел бы подчеркнуть, что именно такой подход является во многом определяющим для успешной организации современного транспортного пространства, причём как в крупных агломерациях, так и в средних и в малых городах.

Хорошо известны ситуации, когда люди заселяются в новые строящиеся комплексы и, бывает, потом годами – именно годами – живут там отрезанные от социальной и транспортной инфраструктуры или когда сложившиеся десятилетиями транспортные маршруты не соответствуют новым требованиям стремительно развивающихся городов.

Часто не ведётся мониторинг качества транспортного обслуживания и спроса граждан на поездки. В результате жители теряют много времени, чтобы добраться до места работы, учёбы и отдыха, до медицинских или социальных учреждений.

Перед Правительством и регионами стоят сейчас и конкретные задачи по развитию перевозок. Одна из них – наращивать поездки на общественном транспорте – безусловно, важнейшая, о чём мы сегодня и говорим. Сегодня их обеспечивают более 135 тысяч автобусов и почти 15 тысяч троллейбусов и трамвайных вагонов. В столицах регионов парк общественного транспорта насчитывает 71 тысячу 505 единиц, и при этом он вдвое меньше на муниципальных маршрутах, хотя потребности здесь, конечно, не меньше, а порой даже больше.

Нередки случаи, когда такие востребованные людьми маршруты просто закрываются, так как автобусы уже не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнить их дефицит нет ни у муниципалитетов, а подчас ни даже у самих регионов.

Поэтому наша важнейшая задача – обновление парка. Сегодня регионы заявляют о потребности до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, пяти тысяч троллейбусов и четырёх тысяч трамваев, а с учётом развития новых маршрутов необходимость в таких транспортных средствах будет, безусловно, ещё больше.

Опираться здесь мы должны именно на нашу промышленность, машиностроителей и их смежников. Уверен, справиться с этими задачами нам, конечно, позволяет сегодняшний уровень развития наших производственных мощностей, но при условии, конечно, что заказы предприятиям будут долгосрочными и чётко просчитанными. Такие действенные меры Правительству нужно принимать уже сейчас.

Повторю, что системной задачей, которую мы уже обсуждали, является обеспечение ежегодного снижения среднего возраста парка общественного транспорта в субъектах Российской Федерации. Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть.

Эта задача должна быть обязательно выполнена. Прошу Правительство принять здесь все необходимые меры.

Уважаемые коллеги, вы, безусловно, хорошо знаете, что работа общественного транспорта находится в компетенции регионов. Какие-то регионы способны обеспечить рентабельность этого хозяйства, какие-то – нет, но, безусловно, нужно создавать качественные и доступные условия для поездок всех жителей как в городах, так и в посёлках и в сёлах.

Для многих субъектов Федерации это пока сложная задача, прямо скажем. Прежде всего потому, что они требуют немалых финансовых затрат, и без федеральной поддержки здесь, безусловно, не обойтись.

В Послании этого года, как вы знаете, было предложено задействовать механизм инфраструктурных кредитов, в частности, в размере 50 миллиардов рублей для поставки автобусов в малые города и сельские поселения. Прошу руководителей регионов поделиться сегодня информацией, насколько эффективны такие кредиты, есть ли трудности с их получением и использованием.

И ещё раз обращаю внимание, что надо, не откладывая, решать накопившиеся проблемы в сфере обновления и развития общественного транспорта.

Хотел бы сегодня услышать и прошу доложить, как исполняются те решения, которые мы уже обсуждали в 2017 году и с Правительством, и на заседании Президиума Госсовета. Конечно, мы знаем, что некоторые «зависли» в ведомствах. Хотел бы услышать о причинах таких сбоев и, самое главное, о реальных сроках решения проблем.

Особого внимания, конечно же, требуют вопросы финансирования отрасли. Дефицит здесь растёт, к сожалению, от года к году. Поэтому Правительству в соответствии с уже данными поручениями необходимо найти надёжный и, подчеркну, постоянный источник финансирования работы по развитию и обновлению общественного транспорта в регионах.

При этом нужно обязательно учесть серьёзные потребности наших новых субъектов Федерации в модернизации транспортного хозяйства. Здесь вопросы, по сути, не решались десятилетиями.

Прошу также руководителей всех субъектов Федерации рассмотреть возможности использования современных механизмов, таких как частно-государственное партнёрство, которое широко внедряется в том числе и в Москве.

На что ещё хотел бы обратить внимание? Когда определяется источник финансирования, нужно будет чётко сформулировать критерии обновления общественного транспорта. К примеру, автобусы – единственный на сегодня вид транспорта, который не имеет официально установленного срока службы. Странно даже это звучит, но тем не менее это так.

Отмечу также, что на большинстве территорий заработная плата водителей общественного транспорта ниже, чем средняя по региону, и престиж профессии, конечно, падает – люди неохотно идут сюда работать. Возникает немало проблем и с обеспечением безопасности пассажирских перевозок.

Полагаю, что ответственным за это направление ведомствам вместе с регионами нужно разработать меры по повышению привлекательности таких важнейших профессий.

И конечно, рассмотрим сегодня и проблему стоимости услуг общественного транспорта. Конечно, мы понимаем, что людей это волнует – прямые расходы.

Коллеги, многие из тем, которые сейчас обозначил, вы, я знаю, вчера обсуждали на семинарах вместе с представителями Правительства, заинтересованных министерств и бизнеса. Надеюсь, всё это было полезно.

Давайте сегодня тоже поговорим о том, что прозвучало на этих встречах. Мне, безусловно, было бы это полезно услышать от вас, как и оценки всего комплекса вопросов в целом.

Давайте перейдём к обсуждению. Пожалуйста, Алексей Самбуевич.

А.Цыденов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович, Вы в принципе все основные вопросы и больные темы, то, на что нужно обратить внимание, уже сказали, и нам остается только поработать.

Хотел бы несколько подробностей сказать. Подготовил презентацию. (Обращаясь к участникам встречи.) Коллеги, [она] тоже у вас есть.

Действительно, у нас десять миллиардов человек перевозится в общественном транспорте, это без учета пригорода и без учета метро. 8300 – это автобусы, 830 миллионов – это троллейбусы, и 1 миллиард – это трамваи.

Парк общественного транспорта всего 150 тысяч транспортных средств, из них 135 тысяч – это автобусы, и 7 [тысяч] – троллейбусы, 7 [тысяч]- трамваи.

Разделение между сферами применения: в столицах субъектов – 72 тысячи [единиц], в других населенных пунктах – 41 тысяча транспортных средств, и 36700 – это как раз межмуниципальное сообщение, на которое Вы, Владимир Владимирович, обратили внимание.

В части обновления – Вы абсолютно правильно заметили, что нет нормативного срока, но по опыту эксплуатации и по техническому состоянию понимаем, что автобусы – это 10 лет, троллейбусы – 15 лет, трамваи – где-то 20–25 лет, 25 – в принципе еще ходят.

Так вот с учетом именно таких сроков эксплуатации до 2030 года потребность в обновлении 57 тысяч по автобусам, пять тысяч – по троллейбусам, и 4200 – по трамваям. Это только касается по износу.

Но то, что, Владимир Владимирович, Вы подчеркнули, – нам нужно осваивать дополнительные перевозки. Мы сейчас по 100 миллионов квадратных метров жилья строим, новые кварталы, новые районы. И здесь, чтобы осваивать эти перевозки, нужно еще 7300 только автобусов, для того чтобы обеспечивать эту потребность.

В итоге всего общая потребность до 2030 года, если брать по автобусам, у нас 65 тысяч. Это и по износу, 57 тысяч, плюс то, что касается новых перевозок.

При этом потребность в 65 тысяч – это вся, включая Москву. Но Москва у нас самостоятельный город, она мерами государственной поддержки не пользуется, когда закупает подвижной состав. Поэтому мы в расчете финансовой потребности московские объемы не учитывали, брали только другие регионы.

По видам автобусов тоже посмотрели отдельно по всем регионам, получилась равная потребность: что малых автобусов – до 20-ти сидячих мест – нужно 20 тысяч; средних – до 30-ти сидячих мест – 17,5 тысячи; больших – до 40-ка мест – 22 тысячи. По сути баланс по видам, поэтому хотели бы, чтобы в последующем это также было учтено. По троллейбусам потребность обновления до 2030 года – 5100, по трамваям – 4200.

Что касается производственных мощностей. Здесь надо отметить, что наша промышленность справляется с поставленной задачей, но в этом году производственная мощность по автобусам и электробусам – 40,5 тысячи, а законтрактована 21,8 тысячи, то есть, по сути, у нас половина есть в заделе. Следующий год, Владимир Владимирович, законтрактовано всего четыре процента. Это как раз неравномерность, наличие финансов и отсутствие долгосрочных возможностей дает неравномерность, а это нагрузка и на производителя, и на заказчика, то есть следующий год по автобусам – всего четыре процента контрактации.

По троллейбусам у нас также производственные мощности есть: 1470 в год только в этом году можем произвести. Половина законтрактована, в следующем году – всего 65 троллейбусов. Опять же – отсутствие постоянного источника не дает возможность ни регионам, ни производителям нормально работать.

По трамваям. Здесь немного ситуация другая: контрактация на три года присутствует. Как раз в рамках исполнения Вашего поручения в рамках применения механизмов поддержки и программы по горэлектротранспорту на три года есть контрактация, но дальше опять мы не видим ни источников, не знаем подходов.

В части железнодорожных пассажирских пригородных перевозок – тоже у нас 1030 миллионов человек перевозится. Тоже перевозки растут, плюс пять процентов объем перевозок в этом году по сравнению с предыдущим. Количество вагонов, которые у нас курсируют на [железнодорожной] сети, – 12100, при этом потребность в обновлении – 9,5 тысячи вагонов пригородного подвижного состава до 2035 года. На 2023 год в планах покупка 830 вагонов, на 2024 год – 1026 вагонов, дальше тоже мы пока не понимаем, как действовать. При этом контрактация тоже сделана только на ближайшие годы.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Хотел бы отметить, что во исполнение Ваших поручений и решений Правительства многие меры уже приняты и на самом деле показали свою эффективность. Есть системные меры для всех регионов и отдельные мероприятия по восстановлению работы общественного транспорта на новых территориях.

Вчера в рамках предварительного семинара совместно с регионами, Правительством, представителями науки, вместе с перевозчиками и производителями рассмотрели предложения для вынесения сегодня на Ваше решение. Это касается и финансово-экономических составляющих, кадров, нормативного урегулирования, производства, цифровизации и всего другого. Часть я доложу, часть мои коллеги скажут.

Владимир Владимирович, с учетом эффективности принимаемых сегодня мер общая просьба всех регионов – это продлить действующую программу поддержки до 2030 года, в том числе предусмотрев, как Вы сказали, снижение среднего возраста автобусов и в целом парка транспортных средств, общественного транспорта; включение в программу транспортных средств высокого экологического класса – газомоторных, дизельных высоких технологических классов и электробусов. Как я говорил, востребованность приобретения всех типов автобусов: это малые автобусы, как раз межмуниципальное сообщение, средних, больших и особо больших.

При этом ключевым условием, и Вы, Владимир Владимирович, это сказали, – наличие постоянного источника и возможность прогнозирования работы. Мы посчитали: на продление программы льготного лизинга автобусов необходимо финансирование в размере 60 миллиардов рублей в год. Это одна из самых эффективных мер сегодня. Совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией сделали расчеты – повторюсь, это без потребностей города Москвы, – у нас получается, что это деньги позволяют 10 тысяч автобусов, разных классов (больших, малых, всех вместе) в год обновлять на условиях софинансирования 60 на 40.

При этом с учетом того, что финансово-экономические особенности у каждого субъекта свои, то просим долю регионального софинансирования устанавливать с учетом долговой нагрузки и бюджетной обеспеченности субъектов.

При этом мы понимаем и поддерживаем позицию Минэкономразвития и Минтранса о том, что сначала регион должен сделать комплексный транспортный план, максимально повысить сам внутреннюю эффективность работ общественного транспорта, в том числе обеспечить согласованность роста экономических показателей перевозок с общими макроэкономическими показателями в регионе.

Также просим продления программ представления специальных казначейских кредитов на обновление общественного транспорта на 2024–2026 годы.

Это все для равномерных поставок, для исключения скачков цен, когда все регионы в конце года вдруг бегут резко покупать.

При этом необходимо определение потребностей в обновлении транспортных средств, подвижного состава по видам и по регионам. Мы в рамках комиссии такую работу сделали. Данные у нас есть, но их надо все равно формально закрепить.

В части пригородных железнодорожных перевозок необходимо актуализировать концепцию пригородных перевозок. Сегодня мы живем по концепции, утверждённой Правительством в 2014 году, многое уже изменилось, требуется актуализация. Просили бы тоже [дать] такое поручение.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы постоянно уделяете внимание жизненно важным вопросам людей, в том числе общественному транспорту. Помню, как в 2015 году вообще потребовалось Ваше оперативное вмешательство, когда с начала года началось сокращение движения пригородных поездов. Тогда Вы очень быстро и очень жестко отреагировали – все поезда вернулись. Это показывает, насколько это все на самом деле актуально.

Сейчас тоже непростая ситуация на федеральном уровне и в регионах. Я считаю, что вопросы организации общественных перевозок всеми видами транспорта должны относиться к – условно – защищенным статьям бюджета. Просил бы Вашего поручения, чтобы и регионы, и соответствующие федеральные органы обратили внимание на приоритизацию расходов в части обеспечения деятельности общественного транспорта.

Владимир Владимирович, мы сейчас говорим о перспективах, о контроле ситуации, развитии на будущее. Но еще раз хочу подчеркнуть, что сегодня, сейчас, Ваше поручение Правительством, регионами исполняется, перевозки общественным транспортом в текущий момент растут, обновление транспортных средств происходит, отечественные предприятия наращивают свои производственные мощности, санкции и прочие происки недругов нам не мешают, а только стимулируют.

Поэтому, Владимир Владимирович, еще раз спасибо за поддержку, за внимание. Мы готовы и будем работать.

В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Пожалуйста, Виталий Геннадьевич.

Продолжение следует.

Смотрите также

Участники заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта 17 августа 2023 года

Дополнительно

Открытие движения по третьему Московскому центральному диаметру 17 августа 2023 года

Дополнительно

Новости Государственного Совета
Источник