Пленарное заседание Международного форума «Российская энергетическая неделя»
Владимир Путин и Президент Республики Экваториальная Гвинея Теодоро Обианг Нгема Мбасого приняли участие в пленарном заседании Международного форума «Российская энергетическая неделя».
26 сентября 2024 года 14:45 Москва
В этом году РЭН проходит в седьмой раз, в форуме участвуют свыше четырёх тысяч человек из более чем 50 стран мира. Главная тема – «Энергетическое сотрудничество в многополярном мире».
* * *
В.Путин: Уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья! Коллеги!Я очень рад всех вас приветствовать в Москве на седьмом форуме «Российская энергетическая неделя».
Это мероприятие прочно вошло в деловой график глобальной энергетики, вновь объединило на своей площадке руководителей ведущих отраслевых компаний и организаций, представителей органов власти, признанных специалистов, экспертов, журналистов.
В этом году свыше четырёх тысяч участников из более чем пятидесяти стран собрались вместе, чтобы обсудить важнейшие вопросы энергетической повестки, те вызовы, с которыми сегодня сталкиваются и производители, и потребители энергоресурсов во всех частях света.
И конечно, нынешний форум – это отличная возможность для того, чтобы завязать новые контакты, договориться о сотрудничестве и обменяться мнениями о долгосрочных перспективах топливно-энергетического комплекса.
Очевидно, что современная энергетика является одной из ключевых отраслей, настоящим фундаментом мирового развития. Когда она работает спокойно, по прозрачным и понятным правилам, когда осваиваются месторождения и перерабатываются ресурсы, а поставки на рынок ведутся бесперебойно – всё это создаёт прочную основу для роста экономики, социальной сферы, для повышения благополучия граждан.
К сожалению, эта прописная истина всё меньше принимается в расчёт теми, кто взял на вооружение механизмы незаконных санкций и полагает, что сможет применить их с выгодой для себя и в сфере энергетики.
О чём идёт речь? Исторически сложилось так, что именно в руках Запада оказались сосредоточены основные элементы обеспечивающей инфраструктуры глобального энергетического рынка. Имею в виду инновационные решения по добыче сырья, логистику, страхование поставок ресурсов, а также систему платежей за эти операции – словом, то, что наравне с технологиями формирует своего рода платформу мировой энергетики.
Западные элиты полагали, что могут перекрыть доступ к этим услугам тем странам, которые неугодны им в политическом плане, таким образом, выставить их якобы на обочину прогресса, а на самом деле просто выдавить с рынка. Я думаю, что многие согласятся со мной в том, что все эти инструменты используются прежде всего как инструменты недобросовестной конкуренции.
Мотив очевиден: Запад не хочет конкуренции, потому что не справляется с ней, проигрывает часто в условиях честной борьбы – и прибегает к дискриминации, подавая её под маской мнимой евроатлантической солидарности, борьбы за права человека и так далее. Предлогов много.
Но что происходит в итоге? Закрывая доступ к своей платформе, Запад лишь подстегнул развитие альтернативных решений, альтернативной логистики, страховки, систем международных расчётов и технологических новаций. Конечно, это всё непростой процесс, это даётся тем, кто занимается этим процессом, непросто, но этот процесс идёт, идёт неуклонно.
Подчеркну: уже сегодня эти решения в основном независимы от постороннего влияния. А с учётом того, что они постепенно выстраиваются на качественно новой технологической основе, то с каждым днём становятся более эффективными и более, что очень важно, распространёнными – в первую очередь в странах, которые набирают обороты, демонстрируют высокие темпы экономического развития.
Уже не раз говорил: современный мир вошёл в эпоху коренных, необратимых изменений. Формируется многополярная модель развития, которая запускает новую волну глобального роста на весь XXI век. И этот рост будет сосредоточен не в Европе и не в Северной Америке. Конечно, фундаментальные основы европейской экономики, американской, они очень серьёзные, мощные, и они, конечно, функционируют и будут функционировать, тормозной путь будет долгим. Но всё-таки рост основной сосредоточится не в Европе и не в Северной Америке, которые постепенно утрачивают свои позиции в мировой экономике, а в странах БРИКС и тех государствах, которые хотят присоединиться к нашему объединению, видят перспективу в равноправном взаимодействии с учётом национальных интересов.
Уже говорил, но в этой аудитории повторю еще раз, это объективные данные, международное данные. В 1992 году доля «большой семёрки» в мировом ВВП составляла 45 процентов, а БРИКС – только 22. По итогам 2023 года доля G7 снизилась до 30 процентов, а БРИКС – выросла до 36. И темп увеличивается, разрыв увеличивается.
Сразу отмечу: по оценке международных экспертов, в некоторых странах БРИКС, включая Китайскую Народную Республику, Российскую Федерацию, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, экономическая динамика будет позитивной, но относительно умеренной (повторяю, это данные экспертов, в том числе и международных экспертов), тогда как лидерами по темпам роста – хочу это подчеркнуть, именно по темпам, – станут государства так называемого глобального Юга, где пока ещё невысокий ВВП на душу населения, достаточно низкий показатель урбанизации и при этом высокая рождаемость. Это, прежде всего, страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Африка, включая, кстати, и Экваториальную Гвинею, Президент которой, уважаемый господин Теодоро Обианг [Нгема Мбасого], участвует в нашей пленарной сессии. Прошу его поприветствовать. (Аплодисменты.)
Повторю: БРИКС – а Россия председательствует в этой организации в текущем году – видит свою задачу в сложении экономических потенциалов, создании пространства возможностей для всех, кто заинтересован в гармоничном, взаимовыгодном сотрудничестве. Подчеркну: именно взаимовыгодном, то есть в общих интересах наших стран и народов.
Для государств, которые уже являются или станут перспективными центрами роста, мы намерены формировать эффективную и свободную от негативного вмешательства извне платформу развития, включая ресурсную, технологическую, кадровую, финансовую, торговую и инвестиционную. В том числе речь идёт об энергетике, которая, как уже сказал, определяющим образом влияет на состояние экономики и социальной сферы.
Россия, несмотря на объективные трудности – они всем хорошо известны, трудности на самом деле есть у всех, у нас свои, немаленькие трудности, тем не менее Россия остаётся одним из ведущих участников энергетического рынка в мире. За последние два с половиной года отечественные компании смогли переключить поставки нефти, нефтепродуктов, угля. Например, если раньше доля Азиатско-Тихоокеанского региона в нашем энергетическом экспорте составляла примерно 39 процентов, то по итогам прошлого года она выросла в полтора раза и превысила уже 60 процентов.
В целом на долю дружественных стран приходится свыше 90 процентов энергетического экспорта России. При этом его физический объём, за исключением природного газа (тоже для специалистов понятно, почему), практически сохранился на уровне 2021 года.
Россия расширяет географию и масштабы энергосотрудничества. Строятся новые маршруты на динамично растущие, ёмкие рынки, включая страны Евразэс, СНГ, юга Евразии. Увеличиваются поставки по газопроводу «Сила Сибири». Продолжает расти экспорт сжиженного природного газа.
Так, СПГ из российской Арктики стал одним из якорных, основных грузов Северного морского пути. Мы обязательно продолжим развивать собственные сервисы и технологии в сфере СПГ, создавать центры по перевалке, хранению и торговле сжиженным природным газом, будем обеспечивать проекты газовозами и, конечно, наращивать мощности наших арктических и восточных морских портов, укреплять связь, инфраструктуру Севморпути.
Мои российские коллеги знают, о чем я говорю, проблем им создают много. Конечно, это отчасти сдерживает реализацию наших планов, но они безусловно будут реализованы.
Мы в целом расширяем международные транспортные коридоры. К 2030 году объём перевозок по этим коридорам должен вырасти не менее чем в полтора раза по сравнению с 2021 годом.
В том числе развиваем Восточный полигон железных дорог. Если в текущем году пропускная способность Байкало-Амурской магистрали и Транссиба составила 180 миллионов тонн, то через 10 лет она увеличится до 270 миллионов тонн, что позволит перевозить большие объёмы топливно-энергетических товаров и продуктов их переработки из наших сибирских регионов на рынки глобального Юга.
Продолжение следует.
Смотрите также
Участникам и гостям VII Международного форума «Российская энергетическая неделя» 23 сентября 2024 года
Источник