Гарант Созидание
Информационно-правовое обеспечение

Совещание по экономическим вопросам

Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по экономическим вопросам.

17 февраля 2022 года 16:55 Москва, Кремль

Вступительное слово на совещании по экономическим вопросам

Вступительное слово на совещании по экономическим вопросам

В совещании приняли участие Председатель Правительства Михаил Мишустин

Мишустин Михаил Владимирович

Мишустин Михаил ВладимировичПредседатель Правительства Российской Федерации , Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов

Белоусов Андрей Рэмович

Белоусов Андрей РэмовичПервый заместитель Председателя Правительства , Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко

Кириенко Сергей Владиленович

Кириенко Сергей ВладиленовичПервый заместитель Руководителя Администрации Президента , Заместитель Председателя Правительства – руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко

Григоренко Дмитрий Юрьевич

Григоренко Дмитрий ЮрьевичЗаместитель Председателя Правительства – руководитель Аппарата Правительства , помощник Президента Максим Орешкин

Орешкин Максим Станиславович

Орешкин Максим Станиславовичпомощник Президента , Министр экономического развития Максим Решетников

Решетников Максим Геннадьевич

Решетников Максим ГеннадьевичМинистр экономического развития , Министр финансов Антон Силуанов

Силуанов Антон Германович

Силуанов Антон ГермановичМинистр финансов и председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна

Набиуллина Эльвира Сахипзадовнапредседатель Центрального банка .

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы начинаем серию совещаний по подготовке Послания Федеральному Собранию. Это большая, комплексная и обстоятельная работа, в которой нужно учесть целый ряд важных вопросов. Это, конечно, наша совместная работа, потому что, да, Президент оглашает те решения, которые мы готовим, говорит о том, что и как нужно сделать для реализации поставленных целей, но это наша совместная задача

И начать предлагаю с анализа общей макроэкономической картины и уточнённого прогноза экономической динамики на ближайшую трёхлетку. Обсудим их влияние на реализацию действующих государственных проектов и программ, а также на запуск новых инициатив.

Отмечу, что на фоне непростой глобальной ситуации, российская экономика в прошлом году показала хорошие результаты. По оценке Минэкономразвития, ВВП страны вырос на 4,6 процента. Таким образом, отечественная экономика не только полностью компенсировала спад 2020 года, но и превысила докризисный уровень.

В отличие от многих других ведущих экономик мира, Россия нормализовала свою бюджетную политику. В прошлом году федеральный бюджет исполнен с профицитом 0,4 процента ВВП. Напомню, что годом ранее у нас был зафиксирован дефицит в 3,8 процента.

Объём ненефтегазовых доходов по итогам прошлого года составил 16,2 триллиона рублей. При этом доходы четвёртого квартала более чем на 20 процентов превысили прогноз Правительства, представленный вместе с законом о бюджете. В текущем году такая позитивная динамика сохраняется: в январе ненефтегазовые доходы бюджета оказались на 27 процентов выше, чем годом ранее.

Подчеркну: устойчивая доходная база позволяет нам не только решать текущие задачи, выходить на установленные параметры бюджета, но и готовить, запускать новые, дополнительные меры для развития экономики и инфраструктуры, для укрепления социальной сферы и поддержки российских семей.

При этом важно, чтобы бюджетное планирование носило системный характер. Нужно и дальше следовать бюджетному правилу – говорю это специально и хочу это подчеркнуть, – обеспечивать сбалансированность государственных финансов, стабильность ключевых макропоказателей.

На что нужно обратить, на мой взгляд, особое внимание – серьёзным вызовом для большинства стран мира в последнее время стала инфляция. В России рост потребительских цен по итогам января составил 8,7 процента в годовом выражении, и это заметно выше установленного ориентира. Но надо сказать, что и в так называемых развитых рыночных экономиках тоже дело обстоит не намного лучше. Для сравнения, в январе текущего года инфляция в США составила 7,5 процента, это гораздо выше прогнозных показателей, а в еврозоне – 5,1 процента в годовом выражении. Для этих стран это серьезный вызов.

Необходимо, тем не менее, принимать эффективные меры для снижения инфляции у нас. И конечно, здесь значима роль и Правительства, и Центрального банка, который сохраняет ответственный подход к реализации денежно-кредитной политики.

Важно скоординировать усилия ЦБ и Правительства – конечно, при полном сохранении и уважении к требованиям закона о Центральном банке; с учётом влияния на деловую и инвестиционную активность – нацелить такую совместную работу на устранение внешних и внутренних факторов инфляции.

Рост цен в первую очередь бьёт по доходам людей, негативно сказывается на благополучии, достатке семей. Благодаря дополнительным бюджетным доходам мы уже приняли решения по адресной поддержке наиболее уязвимых категорий граждан. Осуществили разовые выплаты пенсионерам и семьям, в которых растут школьники, провели дополнительную индексацию пенсий, минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. По фактической инфляции был проиндексирован размер материнского капитала.

Напомню, что в текущем году реальные располагаемые доходы граждан должны вырасти не менее чем на 2,5 процента. Такие ориентиры перед Правительством уже поставлены, и эту задачу обязательно нужно решить.

В этой связи хотел бы отметить, что увеличение доходов граждан должно опираться не только на эффективные меры социальной поддержки, но, конечно, прежде всего – мы все это с вами прекрасно понимаем – на экономический рост. Это базовое условия для решения социальных задач.

Здесь важно объективно оценивать ситуацию. Очевидно, что позитивная экономическая динамика прошлого года во многом носила восстановительный характер, и эксперты отмечают, что потенциал такого роста уже исчерпан. И в этих, новых условиях важно обеспечить устойчивое долгосрочное развитие, что называется, повысить темпы потенциального роста российской экономики. Такая задача перед Правительством поставлена, и сегодня обсудим, как она выполняется.

Подчеркну: нам необходимо развитие «широким фронтом» – во всех отраслях экономики, в каждом регионе страны. Его видимым, ощутимым результатом должно стать повышение благополучия граждан, улучшение всех сфер жизни, включая состояние городской среды, экологии, систем образования и здравоохранения. В том числе отдельно напомню о задаче повсеместной доступности качественных медицинских услуг.

Возможные дополнительные решения по этим и другим темам мы обсудим в ближайшее время, на следующих совещаниях.

А сейчас давайте перейдем к нашей повестке. Хочу передать слово Максиму Геннадьевичу Решетникову – Министру экономического развития.

<…>

Источник