Гарант Созидание
Информационно-правовое обеспечение

Совещание по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения на 2027–2036 годы

Президент провёл в Кремле совещание по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения на 2027–2036 годы.

11 июня 2025 года 20:50 Москва, Кремль

Совещание по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения на 2027–2036 годы

Совещание по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения на 2027–2036 годы

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сегодня начнём серию специальных рабочих совещаний, в ходе которых проанализируем ключевые параметры очередной государственной программы вооружения. Срок её исполнения – это период с 2027 по 2036 год. На это время она будет основным ориентиром развития систем вооружения для всей военной организации страны, то есть для наших Вооружённых Сил, других войск и воинских подразделений в специальных службах и ведомствах, важнейшим инструментом формирования их нового качества в уже четвёртом десятилетии ХХI века.

Напомню, что в апреле этого года мы обсуждали, как нарастить объёмы поставок и повысить эффективность применения вооружений и техники для решения задач специальной военной операции. Намеченные тогда меры реализуются, однако эти меры носят, по сути, оперативный характер и выполняются в кратчайшие сроки, что называется, здесь и сейчас, в режиме реального времени, исходя из текущих нужд.

Сегодня же наша задача – сформировать новую долгосрочную программу по всему комплексу систем и образцов вооружений, в том числе и прежде всего, конечно, перспективных. Максимально использовать для этого опыт специальной военной операции, различных региональных конфликтов. И конечно, важно учесть глобальные тенденции развития военных технологий. Тем более что число стран, которые активно работают в этом направлении, растёт, и это отражает объективно процессы формирования новых центров технологического, научного, индустриального развития в многополярном мире.

Подчеркну, в госпрограмму надо в обязательном порядке включить достаточные объёмы и номенклатуру вооружения и техники для обеспечения наших текущих нужд и перспективных потребностей. А для этого – увязать её по срокам и мероприятиям с программой развития оборонно-промышленного комплекса России. Очевидно и то, что акцент в новой госпрограмме должен быть сделан на создании самых современных систем вооружения.

Я когда сказал о развитии оборонно-промышленного комплекса, то сразу вспомнил о том, что в своё время мы своевременно приняли необходимые шаги – именно своевременно, – для того чтобы сейчас находиться на том уровне – да, с известными нам вопросами, проблемами, но всё-таки на том уровне, на котором мы находимся. То есть мы своевременно… Когда это было, лет десять назад, да?

Д.Мантуров

Мантуров Денис Валентинович

Мантуров Денис ВалентиновичПервый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации : С 2008 года.

В.Путин: Да, 2008, 2009, 2010 годы – были приняты решения по развитию оборонно-промышленного комплекса, средства специально выделили именно на эти цели, на развитие оборонно-промышленного комплекса, прямо по отраслям. Это даёт нам возможность сегодня производить нужный нам объём вооружений и техники.

Безусловно, особое внимание следует уделить ядерной триаде, которая была и остаётся гарантом суверенитета России, играет ключевую роль в обеспечении баланса сил в мире.

Сейчас доля современных образцов вооружения и техники в стратегических ядерных силах составляет уже 95 процентов. Это хороший показатель, по сути, это самый высокий показатель из всех ядерных держав мира.

По опыту специальной военной операции значительный вклад в уничтожение объектов противника вносит авиация Воздушно-космических сил, поэтому в формируемой госпрограмме надо предусмотреть комплекс системных и последовательных мер по созданию, закупке для нужд Вооружённых Сил России, модернизации и ремонту авиатехники и авиационных средств поражения.

Вместе с тем доминирующей силой при ведении современных военных действий любого масштаба и интенсивности остаются сухопутные войска, и важно в кратчайшие сроки нарастить их боевые возможности, создать прочный задел для развития, обеспечить разработку перспективных образцов и систем вооружения, обладающих самыми высокими тактико-техническими характеристиками и модернизационным ресурсом.

И, разумеется, новая госпрограмма вооружения должна стать эффективным инструментом для реализации недавно утверждённой Стратегии развития Военно-Морского Флота на период до 2050 года.

Также необходимо повышать экспортный потенциал отечественного вооружения и техники, особенно тех образцов, которые прошли испытания не на полигоне, а в реальных боевых действиях высокой интенсивности и подтвердили свою надёжность и эффективность. При этом, что важно для покупателей, они конкурентоспособны и по стоимости, и по затратам на обслуживание. Важно только обслуживание наладить должным образом и с соответствующими ценовыми параметрами. Это у вас в целом в нормальном режиме, но что касается организации самого обслуживания – запчасти и так далее (Денис Валентинович [Мантуров] знает, что это такое), – здесь ещё надо поработать.

Недавно, 23 мая, на заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества мы всесторонне, предметно рассмотрели эти вопросы и решили разработать и запустить в рамках программы развития ОПК отдельное направление по обеспечению производства экспортной военной продукции. Это также надо обязательно учесть в новой госпрограмме.

Повторю ещё раз: разумеется, она должна задавать ориентиры для формирования долгосрочных производственных планов организаций ОПК. За последние годы при поддержке государства оборонные предприятия кратно увеличили объёмы производства, и нужно рачительно использовать этот потенциал, выстраивать продуманную кадровую политику, а Минпромторгу и Минобороны видеть перспективу и думать, как при необходимости обеспечить загрузку предприятий производством гражданской продукции. Мы этим давно занимаемся, тоже уже лет десять как минимум. В целом ситуация находится на нужных, заданных параметрах, но, имея в виду сегодняшние потребности Вооружённых Сил, – там, конечно, определённая сдвижка есть. Но тем не менее думать об этом, и не просто думать, а выстраивать планы, совершенно необходимо. Имею в виду конкретные планы по диверсификации производств, о которых мы не раз говорили. Опыт работы в этой области, как я уже сказал, достаточный.

И конечно, мероприятия госпрограммы должны быть чётко скоординированы с планами обороны и строительства Вооружённых Сил, с мобилизационными планами экономики и другими документами стратегического планирования.

Наконец, последнее, что хотел бы отметить: важно заблаговременно рассчитать потребности и начать подготовку инфраструктуры для размещения новых систем вооружения, включая базы, арсеналы, аэродромы и так далее. Необходимые для строительства и модернизации таких объектов финансовые ресурсы надо закрепить в программе отдельной строкой. Знаю, всё время подписываю эти документы, когда приходят – не от хорошей жизни, конечно, – руководители и просят перенести эти расходы на другие, более важные, казалось бы, статьи. Но к чему это приводит? К тому, что появляются новые системы вооружения, а потом в чистом поле становятся и требуют более быстрой модернизации и дополнительных на это расходов.

Давайте начнём.

<…>

Источник