Совещание по развитию опорных населённых пунктов Арктической зоны
Владимир Путин по видеосвязи провёл совещание по развитию опорных населённых пунктов Арктической зоны Российской Федерации.
11 декабря 2023 года 18:30 Архангельск
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы сегодня обсудим вопросы развития Арктики. И прежде всего речь пойдёт о вопросах качества жизни людей, о современном облике и будущем наших северных городов и посёлков – как новых, основанных в ХХ веке, так и городов с многовековой историей. Все они, безусловно, являются символами, воплощением огромной воли, колоссальной роли, можно сказать, дерзости, труда, мужества многих поколений наших предков и наших современников, разумеется, тоже, которые осваивали и осваивают Север. Сегодня миллионы людей живут здесь, работают, создают семьи, растят детей и вносят огромный вклад в развитие всей страны.
Смотрите также
Участники совещания по развитию опорных населённых пунктов Арктической зоны 11 декабря 2023 года
Как вы знаете, в ходе Восточного экономического форума в сентябре мы завершили рассмотрение мастер-планов для городов и населённых пунктов Дальнего Востока России. В общей сложности проанализировали программы социально-экономического развития 22 городов, наметили конкретные шаги. Реализация этих проектов уже идёт.
Полученный опыт должен лечь в основу формирования аналогичных проектов и для других наших территорий, и прежде всего для Арктической зоны России, которая, как уже не раз говорил, имеет для нас особое, стратегическое значение. Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что это регион с колоссальными экономическими возможностями. С ним мы во многом связываем укрепление энергетического потенциала нашей страны, расширение логистических возможностей, обеспечение национальной безопасности и обороны. И потому дальнейшее комплексное освоение и обустройство этих территорий является для нас неоспоримым приоритетом.
Мы уже говорили с Правительством, Правительство имеет поручение определить перечень опорных городов российской Арктики, для которых должна быть подготовлена соответствующая программа, планы развития. В него вошли 16 населённых пунктов и крупных агломераций. Сегодня этот список мы с вами детально должны обсудить.
Дополнительно
Встреча с получателями «Арктической ипотеки» 11 декабря 2023 года
При этом отмечу, что по такому арктическому городу, как, скажем, Анадырь, который входит в состав Дальневосточного федерального округа, мастер-план уже утверждён. Повторю, подходы, которые были использованы для его подготовки, а также при подготовке мастер-планов других дальневосточных городов, могут стать хорошей базой для предстоящей работы.
Важно, чтобы в основе мастер-плана лежала реалистичная экономическая модель развития города, отталкиваясь от которой следует принимать пространственные решения, планировать создание необходимой инфраструктуры и жилья.
В Арктической зоне России достаточно активно развиваются крупные инвестиционные проекты, например, такие как Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений компании «НОВАТЭК», где собираются уникальные заводы по производству сжиженного природного газа.
Наша задача – в дополнение к таким крупным индустриальным, энергетическим и другим проектам подобного рода закладывать базу для развития сервисной экономики в городе, формировать основу для крепкого малого и среднего предпринимательства, чтобы экономика городов была диверсифицирована, чтобы у людей был выбор на рынке труда, широкие возможности для самореализации. Это важно для того, чтобы избежать проблем, которые возникли в своё время, которые мы до сих пор в комплексе так пока и не решили, – имею в виду проблемы моногородов, где всё было завязано только на одно предприятие, да и вся жизнь создавалась вокруг этого предприятия в своё время.
И, безусловно, для граждан, которые заняты в такой городской экономике, необходимо создать благоприятную городскую среду и современное жильё.
Арктическая зона России – это почти треть территории нашей страны. Здесь полностью или частично располагается девять субъектов Федерации, проживает порядка 2,5 – ну, 2,4, чуть больше – миллиона человек.
И повторю: наша главная задача – добиться заметного улучшения качества жизни людей. А значит, необходимо повысить эффективность региональных систем здравоохранения, образования, транспорта и жилищно-коммунальной сферы, создать условия для притока дополнительных инвестиций, роста туризма, для появления квалифицированных рабочих мест. Всё это – ключ к увеличению численности населения арктических территорий.
Нужно сказать, что по каждому из этих направлений уже ведётся работа в рамках национальных проектов, целого ряда федеральных и региональных программ. Я прошу это также учесть и исключить дублирование действующих мероприятий и подготавливаемых мастер-планов. Напротив, важно сделать так, чтобы они эффективно дополняли и усиливали друг друга.
Отмечу, что за счёт уже реализуемых мер в арктических городах удалось добиться увеличения объёмов ввода жилья. В прошлом году этот показатель вырос на 36 процентов.
При этом по аналогии с дальневосточной мы запустили и льготную «Арктическую ипотеку» под два процента годовых, что позволит и позволяет приобретать жильё на более выгодных, привлекательных для людей условиях.
Только что говорил с гражданами, так же по видеосвязи, которые одними из первых воспользовались этим механизмом. Среди них, я видел на экране, прежде всего, конечно, молодые люди, молодые семьи, причём, как я понимаю, разных профессий. И этот инструмент, двухпроцентная ипотека, конечно, для всех востребован. Были у них и определённые идеи, предложения, об этом сейчас скажу ещё отдельно, но сначала хотел бы вас послушать.
Сейчас хотел бы подчеркнуть, что в арктических городах за счёт прихода инвесторов, которые видят здесь хорошие перспективы для бизнеса, растёт рынок труда, растут и доходы людей. Но и проблемы, конечно, нерешённые вопросы остаются, их ещё немало.
Массовая застройка многих арктических городов велась достаточно давно, и сейчас большинство из них нуждается не в точечной, а именной в комплексной модернизации, в обновлении жилых, социальных, спортивных, культурных объектов, дорог, инженерных коммуникаций, формировании комфортной городской среды на основе современных градостроительных стандартов.
Одним из ключевых приоритетов здесь прошу считать расселение ветхого жилья и модернизацию системы ЖКХ. Мы с губернатором [Архангельской области Александром Цыбульским
Цыбульский Александр Витальевичгубернатор Архангельской области ] говорили, к сожалению, я, честно говоря, как-то упустил: есть, оказывается, здесь, в Архангельске, такие строения, которые уже, как он сказал, на бок ложатся фактически, а почему-то не попали… Ну, почему – понятно, потому что до 1 января 2017 года у нас всё аварийное жилье выстраивалось для того, чтобы решать проблемы. А они не попали в эту категорию. Дома-то уже сваливаются на бок, поэтому здесь, конечно, нужно, я попрошу тогда и Марата Шакирзяновича [Хуснуллина]
Хуснуллин Марат ШакирзяновичЗаместитель Председателя Правительства , и, соответственно, Министра строительства [и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина
Файзуллин Ирек ЭнваровичМинистр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ] обязательно обратить на это внимание, и как первоочередную задачу нужно её решать. Необходимо вообще в целом наращивать темпы расселения аварийного жилья, активнее предоставлять гражданам достойные жилищные условия.
Хотел бы ещё раз подчеркнуть, к выбору строительных материалов и технологий как при возведении жилых домов, так и промышленных, общественных объектов нужно подходить, конечно, с учётом сурового климата этих мест, с особым вниманием, и ещё на этапе проектирования капитальных сооружений учитывать данные о повышении глобальной температуры и таянии вечной мерзлоты, чтобы в будущем избежать рисков повреждения зданий, построенных на таком оттаявшем или таящем, зыбком грунте.
И конечно, все строительные проекты должны отвечать строгим экологическим требованиям, обеспечивать сбережение уникальной, богатой природы Арктики.
В числе важнейших, системных задач – развитие туризма, который в Арктической зоне имеет просто колоссальный потенциал. Для этого предстоит совершенствовать индустрию гостеприимства, предлагать интересные туристические маршруты и услуги и, как уже сказал, развивать сами города и посёлки в комплексе.
Обсудим сегодня и другие направления формирования экономической базы городов и населённых пунктов Арктики.
Давайте начнём работать. Слово Алексею Олеговичу Чекункову, Министру по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Пожалуйста, Алексей Олегович.
А.Чекунков
Чекунков Алексей ОлеговичМинистр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики : Владимир Владимирович, Правительство Российской Федерации продолжает работу по повышению качества жизни людей, развитию экономики в российской Арктике. На всей территории Арктической зоны Российской Федерации создана самая большая в мире льготная экономическая зона площадью пять миллионов квадратных километров. За три года здесь начата реализация 775 инвестиционных проектов с запланированным объемом инвестиций почти два триллиона рублей. Уже фактически вложено более 480 миллиардов, создано 14 тысяч новых рабочих мест.
В Арктике внедряются социальные программы для поддержки людей, зарекомендовавшие себя на Дальнем Востоке. Владимир Владимирович, Вы только что встречались с первыми получателями «Арктической ипотеки». За первые два дня работы программы 20 банков получили шесть тысяч заявок. Уже выдано 122 кредита на сумму 514 миллионов рублей. Мы будем развивать программу, добавлять к федеральным мерам поддержки региональные, чтобы стимулировать строительство нового жилья и при этом не допускать резкого роста цен на квартиры.
Также 5,5 тысячи человек получили бесплатные участки земли по программе «Гектар в Арктике». 65 процентов людей строят на них собственные дома, около 20 процентов используют для запуска собственного дела.
С 2022 года реализуется программа поддержки коренных и малочисленных народов Севера. В рамках проекта «Дети Арктики» в 2022–2023 годах 18 тысяч детей из арктических регионов отдохнули на южных и дальневосточных курортах.
Важнейшей системной работой является реализация принятого по Вашему поручению единого плана развития Северного морского пути до 2035 года. Объем грузопотока по СМП вырос с одного миллиона тонн в 2012 году до 34 миллионов в 2022-м. В этом году ожидаем новый рекорд в 36 миллионов тонн. При выходе на полную мощность создаваемые сегодня вдоль трассы СМП новые предприятия сформируют грузопоток более 200 миллионов тонн в год и дадут значительные дополнительные доходы для бюджета. По расчету «Востокгосплана» налоговые поступления от новых проектов составят в общей сложности 21 триллион рублей до 2035 года.
Четвертого августа принят разработанный по Вашему поручению Федеральный закон о северном завозе, который позволит сделать доставку товаров на Север более быстрой и надежной, увеличит ассортимент и сдержит рост цен.
Эти масштабные задачи реализуются силами людей, которые живут, работают и несут службу в Арктике. При территории 28 процентов от России население Арктической зоны составляет менее двух процентов от общероссийского – два миллиона 370 тысяч человек, 86 процентов из них проживают в заполярных городах. Справедливо сказать, что это города с одними из самых суровых природных условий, какие существуют на земле. Инфраструктура, жилой фонд построены в середине прошлого века и требуют обновления.
По Вашему поручению, данному по итогам поездки в Мурманскую область, Правительство Российской Федерации определило перечень опорных арктических населенных пунктов, которые играют ключевую роль в развитии экономики, обеспечения безопасности и логистики Северного морского пути.
Подходы к формированию перечня были проработаны со всеми арктическими регионами, в том числе в рамках рабочей группы Госсовета по развитию Арктики, сформированной по Вашему поручению губернатором Мурманской области.
Ключевые решения по реализации инвестиционных проектов, развитию Северного морского пути, повышению качества жизни людей в Арктике рассматриваются Госкомиссией по развитию Арктики под руководством Юрия Петровича Трутнева.
Я бы также хотел поблагодарить Максима Станиславовича Орешкина за глубокое погружение в работу по мастер-планам.
Итак, перечень опорных арктических населенных пунктов насчитывает 16 агломераций. Это города и поселки, в которых совокупно проживает более 1,6 миллиона жителей.
В Мурманской области это Мурманская, Кировско-Апатитская и Мончегорская агломерации. Соответственно, крупнейший транспортный узел Северного морского пути, где прописаны все атомные ледоколы мира. Штаб Северного флота, который обеспечивает оборонную безопасность более 20 тысяч километров береговой линии в девяти часовых поясах. Это центр производства минеральных удобрений, крупнейший металлургический кластер. Здесь реализован уникальный проект, о котором Вы сказали, Владимир Владимирович, во вступительном слове. И этот проект – еще один пример того, что Россия в Арктике первая в применении смелых подходов, не имеющих аналогов в мире – как Центр строительства крупнотоннажных сооружений в Мурманске, как ледостойкий причал «Варандей» и платформа «Приразломная», плавучие заводы СПГ, плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов», серный проект «Норникеля» и многие другие.
В Карелии – Кемско-Беломорская агломерация, это транспортный и туристический центр. Здесь проходит Беломорско-Балтийский канал, открыто одно из крупнейших в России молибденовых месторождений, находятся всемирно известные Беломорские петроглифы.
Архангельская агломерация – крупнейшая в Арктике по населению, включает Архангельск, Новодвинск и Северодвинск, транспортный и промышленный центр с сильным судостроением, развитой лесной, целлюлозно-бумажной отраслью.
Мы проектируем новый кампус для крупнейшего в Арктике университета, что позволит Архангельску стать центром арктического образования и науки мирового значения.
Агломерация Нарьян-Мара обеспечивает ключевой участок Севморпути из Баренцева в Карское море протяженностью 1,5 тысячи километров, а также крупнейшие проекты в области нефтедобычи, в том числе «Варандей» и «Приразломную».
На Ямале выделено три агломерации: это Новый Уренгой – газовая столица России, агломерация Салехард-Лабытнанги – логистический узел и новый полюс развития арктического туризма и Ноябрьск – крупный арктический город с населением более 100 тысяч человек, центр нефтегазовой отрасли, где сейчас апробируются новые технологии добычи трудноизвлекаемых запасов.
В Коми агломерация Воркуты – город трудовой доблести, крупнейший в Арктике производитель коксующегося угля и на сегодня один из моногородов, который требует новых подходов для того, чтобы соответствовать требованиям времени.
На Таймыре агломерация Норильск-Дудинка – центр цветной металлургии мирового значения, обеспечивающий основной объем российской добычи никеля, платины, палладия, кобальта, существенные объемы меди и серебра. В Норильске с 2021 года реализуется программа реновации, которая во многих аспектах может служить моделью для планов развития всех арктических городов, в том числе с точки зрения государственно-частного партнерства, когда градообразующее предприятие, в данном случае «Норникель», обеспечивает две трети от общего объема инвестиций в комплексный план развития.
Также с точки зрения применяемых решений в рамках реновации Норильска мы накапливаем ценный опыт работы с мерзлотными грунтами. И, конечно, заслуживает внимания опыт создания 109 теплых остановок, о которых говорили получатели «Арктической ипотеки». Данный опыт мы, безусловно, распространим на всю Арктическую зону.
Игарка – важный минерально-сырьевой центр, обеспечивающий развитие Ванкора, транспортный узел северного завоза и один из первых портов, с которого начиналось освоение Севморпути.
Агломерация Диксон, Тикси и Певек – опорные международные морские порты. Певек также обеспечивает крупные золотодобывающие проекты и послужил прообразом поселка геологов из романа Олега Куваева «Территория». И столица Чукотки Анадырь – самый восточный город России, мастер-план уже защищен в рамках работы по Дальнему Востоку.
Перечисленные опорные агломерации также играют важную роль в обеспечении обороны и безопасности нашей страны в Арктике. Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению в Федеральный закон о бюджете на 2024–2026 годы заложено 30 миллиардом рублей на капитальный ремонт и создание новой инфраструктуры в закрытых административно-территориальных образованиях и населенных пунктах с дислокацией воинских формирований. Программа развития таких населенных пунктов будет принята Правительством в ближайшее время и позволит улучшить условия проживания для 17 тысяч военнослужащих и членов их семей.
Что делаем дальше? Вместе со всеми арктическими регионами и институтами развития – ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, с крупным бизнесом, работающим в Арктике, приступаем к созданию мастер-планов означенных агломераций. Так же, как делали на Дальнем Востоке, анализируем структуру экономики, занятость и пространственную организацию. При определении приоритетов в первую очередь будем опираться на мнение самих жителей. В соответствии с Вашим поручением мастер-планы для всех 16 агломераций будут подготовлены до 1 июля 2024 года.
Важной частью этой работы будет тиражирование лучших практик. В рамках подготовки мастер-планов сформируем реестр лучших практик организации жизни в условиях Севера и будем использовать их повсеместно при развитии северных населенных пунктов. Такие решения, как стандарты строительства жилья в Арктике, арктической медицины, образования, спасения, городского освещения, транспорта и другие, будут учтены при подготовке всех мастер-планов.
И, безусловно, как Вы сказали, Владимир Владимирович, окажем особое внимание повышению роли сервиса в экономике арктических городов.
Недавно по заказу Совета Федерации проводили социологическое исследование об удовлетворенности путешественников арктическим туризмом, и путешествия на Север показали самый высокий процент: 97 процентов людей были высоко удовлетворены путешествиями в арктические регионы.
Уважаемый Владимир Владимирович! Сейчас в Арктике, вдоль Северного морского пути, создается новая экономика, сопоставимая по значению с освоением Западной Сибири, Ямала и Таймыра в советское время. Но тогда в основном работали в самых трудных бытовых условиях, зачастую с риском для жизни.
Сейчас наша работа направлена на создание в Арктике условий, при которых люди смогут достойно жить на Севере, пользоваться всеми благами цивилизации, невзирая на полярную ночь и вечную мерзлоту.
Мы благодарим Вас за постоянное внимание к вопросам развития Арктики.
Доклад окончен.
В.Путин: Спасибо большое.
Коллеги, я сейчас хотел бы предоставить слово главам регионов, которых так или иначе касаются затрагиваемые вопросы. Только хочу обратиться к вам с просьбой – не по всем проблемам регионов рассказывать, а по тем, ради которых мы собрались, – коротко, четко, так, чтобы было понятно. Хотел бы услышать ваши идеи. Ладно, договорились?
Пожалуйста, начнем с Александра Витальевича Цыбульского, Архангельская область.
А.Цыбульский: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Очень коротко три основных тезиса. Первое – мы активно включились в работу по подготовке мастер-планов. Считаем это направление крайне перспективным, но все, что было сегодня сказано, конечно, должно в первую очередь быть направлено на людей, на сохранение, закрепление молодых людей, специалистов на арктических территориях.
В связи с этим, поскольку я первым выступаю, возьму на себя смелость выразить Вам слова благодарности от всех арктических регионов за введение механизма «Арктической ипотеки», который мы долга ждали. Если взять Архангельскую область, буквально за первую неделю было подано более 600 заявок на одобрение этой ипотеки.
Несмотря на то, что этот инструмент только начал работать, я бы уже осмелился внести предложение об определенной корректировке.
«Арктическая ипотека» – это инструмент, который должен быть направлен на развитие экономики. В качестве предложения вношу идею о том, что, может быть, нам дать возможность субъектам Российской Федерации определять дополнительно по две-три категории получателей этой льготной ипотеки, исходя из реальных потребностей региональной экономики. Например, для Архангельской области это могли бы быть сотрудники предприятий оборонно-промышленного комплекса и ученые. Я исхожу из того, что наша агломерация, как Алексей Олегович [Чекунов] сказал, опирается на три основных направления развития – наука, судостроение и судоремонт, транспортно-логистический центр.
По науке. Нам нужны ученые, которые будут пользоваться той инфраструктурой, которая уже создана и создается. Это, напомню, Северный (Арктический) федеральный университет, действующий Научно-образовательный межрегиональный центр, Федеральный центр комплексного изучения Арктики, строящийся, который появится в 2027 году, межвузовский кампус «Арктическая звезда».
Судостроение, судоремонт. Сегодня Вы посетили наше предприятие, увидели, что там работают высококлассные специалисты. Тем не менее дефицит кадров присутствует, его тоже могли бы закрыть через этот механизм.
По транспортно-логистическому центру. Архангельск является старейшим портом России с 400-летней историей. Когда-то это был главный и единственный порт. Сегодня, понятно, мы эти компетенции немного растеряли, но тем не менее активно работаем над тем, чтобы их восстановить.
Сегодня для развития Северного морского пути и на выход по грузообороту больше 200 млн. тонн к 2035 году у нас присутствует и фиксируется всеми экспертами дефицит глубоководных районов в акватории Северного морского пути. Вот здесь Архангельск мог бы стать в том числе важной точкой по развитию Севморпути. У нас есть, разработан проект по развитию архангельского транспортного узла. В сентябре вышло распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года. Он в том числе предполагает строительство нового глубоководного района архангельского порта. Мы активно обсуждаем этот вопрос с госкорпорацией «Росатом», которую, конечно, видим здесь в качестве стратегического партнера, и предварительную заинтересованность руководство компании высказывает.
В связи с этим я попросил бы, может быть, по итогам нашего сегодняшнего совещания, Владимир Владимирович, дать поручение Правительству России, правительству Архангельской области, госкорпорации «Росатом» проработать вопрос развития Архангельского транспортного узла и включить проект строительства глубоководного порта Архангельск в план развития Северного морского пути до 2035 года как стратегический документ более высокого уровня.
Спасибо.
В.Путин: Спасибо.
Артур Олегович Парфёнчиков, пожалуйста.
Кстати, сейчас с гражданами общался, говорили по поводу детских площадок и так далее, кто получает эту ипотеку. Я думаю, что это касается не только граждан, которые живут или начинают жить в домах, которые приобретены в ипотеку в ближайшее время, но и вообще в целом.
Знаю, что у вас делается немало в этом направлении, в том числе спортивные площадки создаются, я в свое время даже там видел оборудование и так далее, но тем не менее обращаю на это Ваше внимание. Потом отдельно позвоните и доложите, пожалуйста, что планируете сделать в этом отношении дополнительно.
Пожалуйста, Артур Олегович.
А.Парфёнчиков: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Ваше поручение принято. Разработаем, хотя по городу Сегеже мы сделали очень хороший парк с детскими площадками по федеральной программе в прошлом году. Я понимаю, что площадок много не бывает, поэтому посмотрим, что еще можно сделать по Сегеже, потому что город важный, город промышленный и тоже входит в Арктическую зону Республики Карелия. Это самая южная, по сути дела, часть нашей Арктической зоны, хорошие экономические преференции. Сейчас разрабатываем по Вашему поручению вместе с Мурманской областью газификацию этих районов в Карелии, проектируем газопровод вместе с компанией «Новатэк». Я думаю, это тоже даст серьезный импульс и Сегеже, и, конечно, Кемско-Беломорской агломерации.
Здесь хотел бы, наверное, обратить внимание, Вы уже об этом сказали. Конечно, очень серьезная проблема для всей Арктики, да и для карельской в том числе, – это вопрос расселения аварийного жилья. Мы уже досрочно, на два года раньше срока, завершили этап расселения до 2017 года. Это 160 тыс. кв. метров. Действительно, до 2017 года муниципалитеты, скажем так, с опаской, достаточно осторожно шли на процедуры признания жилья аварийным, потому что побаивались остаться с этой проблемой потом один на один. Сейчас, после 2017 года, ситуация кардинально изменилась. У нас только по Арктической зоне после 2017 года признано аварийным 250 тыс. кв. метров аварийного жилья. Это задача колоссальной сложности и важности, и на это сегодня в первую очередь обращают внимание наши граждане.
Безусловно, программа, которая сейчас принята, – это и «Арктический гектар», у нас, в Карелии, идет достаточно активно – уже 1700 участков передано, из них 50 процентов – это как раз индивидуальное жилищное строительство. Поэтому «Арктический гектар» тоже поможет серьезно решить проблему с обеспечением жильем.
И конечно, Арктическая ипотека. У нас уже более 100 заявок принято по республике. Я думаю, что эта программа будет расширяться. И действительно, я поддерживаю предложение своего коллеги, конечно, нужно здесь по каждому региону посмотреть возможность каких-то отдельных категорий. Понятно, Вы уже сказали в своем выступлении, что это могут быть и некоторые социальные категории, участники СВО и так далее, но, может быть, в сфере экономики тоже предусмотреть определенные позиции.
Что касается нашей агломерации, Кемско-Беломорской, понятно, это серьезный транспортный узел, это исторический транспортный узел. Город Кемь – это форпост, наверное, еще древнерусский в зоне Арктики, это створ Беломоро-Балтийского канала. И мы сейчас вышли с предложением в Минтранс рассмотреть расширение. Да, конечно, есть Архангельский транспортный узел, но мы предлагаем расширить развитие транспортной системы на весь Беломорский бассейн, включая и старые советские порты – это Кемь и Беломорск, и, конечно, сам Беломоро-Балтийский канал, который, по сути, является связующим звеном между Северным морским путем и Волго-Балтийским направлением. Конечно, важность этих направлений сегодня сложно переоценить.
Мы сейчас тоже по поручению Минтранса работаем, и надеемся все это в нашу концепцию включить (работаем мы по агломерации вместе с ВЭБом).
Поэтому огромное спасибо за поручение по агломерациям. Я думаю, что здесь мы будем вместе с Минарктики работать.
И конечно, туризм. Вы много об этом говорите и совершенно правильно. Министр сейчас отметил: Кемско-Беломорская агломерация – это, по сути, один из центров развития арктического туризма. Во-первых, это история: это уникальная поморская культура, это беломорские петроглифы. Это, кстати, последний объект ЮНЕСКО, который был принят в Российской Федерации. Три года назад мы эту позицию отстояли, беломорские петроглифы получили этот статус. Это и выход на Соловки. Кемско-Беломорская агломерация по Вашему указу – это часть территории развития всего Соловецкого архипелага. Здесь активно работаем с Правительственной комиссией под руководством Дмитрия Николаевича Чернышенко.
Будем развивать. На тех вопросах, на которые я обратил внимание, тоже, думаю, вместе с коллегами из федерального Правительства будем делать акцент.
Спасибо.
Доклад окончен.
В.Путин: Спасибо большое, Артур Олегович.
Коллеги, поскольку у нас не один, не два губернатора, а гораздо больше, я прошу, самое главное, или какие-то предложения дополнительные, или замечания к теме. Конкретно, чтобы было ясно, понятно и могло бы лечь в основу принимаемых сегодня решений.
Пожалуйста, Уйба Владимир Викторович.
В.Уйба: Добрый день, глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Хочу искренне поблагодарить Вас за огромное внимание, которое сегодня уделяется развитию арктических территорий. Конечно, значимую роль сыграло принятие в 2020 году Федерального закона о господдержке и введении в 2022 году единой арктической субсидии, поэтому смогли навести порядок на арктических территориях, и, конечно же, решение о распространении условий льготной дальневосточной ипотеки на территории Арктики в 2023 году.
Как Вы сказали «раз, два, три». Сегодня особое внимание уделяется именно опорным населенным пунктам Арктической зоны. У нас с этого года в перечень опорных вошла Воркута. И с учетом того, что Вы сказали, мы мастер-план уже в апреле 2024 года планировали запустить. Но с учетом того, что Вы сказали по Анадырю, мы его сейчас откорректируем, поскольку понятно, что мастер-план принят и, может быть, какие-то вещи пойдут уже с опережением. Тем не менее по Воркуте со сменой градообразующего предприятия – сейчас это компания Троценко AEON – конечно, мы просто колоссально сдвинулись именно по принятию мастер-плана.
И следующее. У нас вопрос стоит по переселению из Арктики и с Севера – в первую очередь это Воркута и Инта – людей, которые ждут переселения уже с начала 2000-х годов. Сегодня это 17 тысяч семей. Если переселять такими темпами, как сегодня, то это 100 лет. Конечно, это людей совершенно не радует. Причем из этих 17 тысяч 9 тысяч – это инвалиды и пенсионеры. У нас огромная просьба (я думаю, что это, Владимир Владимирович, для многих территорий) все-таки поручить разработать программу для опережающего переселения жителей Крайнего Севера.
Возвращаясь к Воркуте буквально тоже два слова. Я сказал, что мы сегодня пересмотрели в корне подход по мастер-плану, но два поручения, по которым, Владимир Владимирович, Вы уже три раза давали новые сроки, это программа в плане социально-экономического развития республики – там усинский водовод и воркутинский аэропорт. Большая просьба с учетом Ваших последних поручений все-таки в этом году (мы все предложения дали, вопрос сегодня за Правительством Российской Федерации), до конца года эту задачу «додавить» с тем, чтобы мы вошли в новый год уже с программой социально-экономического развития.
По домам, которые, как Вы сказали, завалились на бок, мы идем здесь таким образом. Действительно, дома стареют быстрее, чем программа переселения. И мы только за два года миллиард взяли из собственных доходов и переселяем людей вперед, чтобы, не дай бог, не случилась беда, и дом не завалился. То есть мы форсируем эту программу за счет собственных средств. Но здесь, безусловно, без помощи федерального центра не обойтись. Хотя, я повторяю, за два года мы миллиард дополнительно вложили с тем, чтобы просто людей переселить из таких домов, которые валятся на бок.
Это все основные предложения, Владимир Владимирович. Если поддержите, будем, конечно, очень благодарны.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо. Спасибо за то, что обратили внимание на все это.
Коллеги, еще раз напоминаю, тема нашей сегодняшней встречи о развитии опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации. Вот на это прошу обратить внимание, когда будете дальше выступать. Ладно? Проблем много, очень много, и все надо решать, это естественно. Тема вот такая, все вы об этом знаете.
Николаев Айсен Сергеевич. Пожалуйста.
А.Николаев: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый день!
У нас в опорные пункты Арктической зоны попала агломерация Тикси – Найба. Вы в Тикси были в 2010 году, знаете эту территорию. У нас она связана как с обеспечением Северного морского пути, как опорный пункт по аварийно-спасательным работам, так и с обеспечением обороноспособности страны.
Для размещения военнослужащих и их семей в рамках развития агломераций мы предполагаем строительство и реконструкцию ряда социальных объектов: больниц, школ, канализационно-очистных сооружений, жилых домов для военнослужащих и их семей, а также для тех, кто будет работать по аварийно-спасательному центру. Здесь у нас понимание есть. Мастер-план мы будем делать с ДОМ.РФ. С Виталием Леонтьевичем Мутко я на днях уже разговаривал. На паритетных основах финансирование будет.
Далее по Тикси. Владимир Владимирович, с учетом особого развития здесь науки, научно-космического полигона, Роскосмос планирует здесь открыть уже пункт наблюдения за космическими аппаратами, и вообще в целом с точки зрения развития научно-образовательного центра «Север: территория устойчивого развития» мы здесь планируем усилить именно работы по научному обеспечению изучения Арктики.
Для нас, конечно, очень важно развитие глубоководного порта Найба, который находится рядом с Тикси. Мы планируем, что морской порт будет состоять из трех частей. Первая часть – это круизные корабли, которые уже сегодня по Лене доходят до Тикси. Второе направление – это грузовая база. Третье направление – глубоководный порт Найба, который мы планируем построить где-то к 2030–2032 годам с планируемой грузовой базой за счет развития инвестпроектов Арктики и Якутии до 15 млн. тонн ежегодно. У нас проекты там развиваются, в том числе как раз от Найбы мы планируем построить дорогу к Усть-Куйге, где Росатом строит атомную станцию малой мощности для развития огромного Кючусского кластера. Там, Владимир Владимирович, и золото, и редкозем, и олово, и ряд других полезных ископаемых, в том числе нужных для обороноспособности страны. Поэтому этот проект колоссальный.
Развитие Тикси как опорного пункта поможет всю эту огромную территорию части нашей якутской Арктики поднять на другой уровень, и, конечно же, качество жизни людей совсем уже будет другое.
Огромное спасибо Вам за поддержку.
В.Путин: Спасибо.
Михаил Михайлович Котюков, пожалуйста, Красноярский край.
М.Котюков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые коллеги!
В Красноярском крае четыре населенных пункта включены сейчас в перечень: это Норильск, Дудинка, Игарка и Диксон.
Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением по Норильску мастер-план и комплексный план модернизации города реализуется уже два года подряд. Изменения в городе налицо. Серьезно проходит модернизация ключевых и градообразующих предприятий, меняется инфраструктура города Норильска, и сегодня уже эти изменения видны невооруженным глазом.
Норильск становится привлекательным городом для переселения из других регионов страны. Непосредственно уже есть такие примеры: молодые семьи выбирают Норильск для собственной жизни, и, конечно, «Арктическая ипотека», стартовавшая сейчас, такие планы будет только укреплять.
Что считаю принципиально важным для разработки мастер-планов и таких комплексных планов на будущее – обязательное участие в них ключевых градообразующих предприятий. При этом это участие и организационное, и, безусловно, финансовое. На примере Норильска могу сказать, что 68 процентов всех затрат, включенных в план, берет на себя бизнес, и фактически определяется то, каким будет город, для того чтобы в этот город приезжали люди и хотели в этом городе оставаться.
Такие подходы должны быть для всех комплексных планов, чтобы экономика фактически определяла необходимый уровень развития, требований, и мы совместно уже отрабатывали бы вопросы соответствующей инфраструктуры, социальной сферы, обновления жилья. И, конечно, на Севере принципиально важны вопросы экологического состояния.
Сейчас приступили к разработке оставшихся трех мастер-планов. С учетом накопленного опыта и, уверен, заинтересованности наших индустриальных партнеров, инвесторов, эти планы своевременно разработаем.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо за информацию и предложения
Чибис Андрей Владимирович, Мурманская область.
Продолжение следует.
Еще статьи из этого раздела
- Конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта»
- Телефонный разговор с Премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном
- Встреча с Министром обороны Республики Индии Раджнатхом Сингхом
- Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека
- Встреча с председателями парламентов государств – членов ОДКБ