Совещание по вопросам социально-экономического развития агломерации Санкт-Петербурга
Президент в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам социально-экономического развития агломерации Санкт-Петербурга.
26 января 2024 года 21:00 Санкт-Петербург
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы с губернатором пытались организовать это совещание чуть раньше, но не сложилось тогда.
Сегодня предлагаю вернуться к тому, что мы хотели обсуждать, и рассмотреть перспективы развития экономического потенциала и Петербурга, и Ленинградской области – всей агломерации Санкт-Петербурга. Обсудим этот вопрос в тесной увязке с планами по обновлению, наращиванию социальной, транспортной и всяческой другой инфраструктуры.
Санкт-Петербург – ничего нового здесь не скажу – важнейший исторический, культурный, деловой центр страны. В Северной столице и в Ленинградской области проживают примерно 7,6 миллиона человек. Здесь расположены наши ключевые логистические узлы и морские порты, успешно работают крупнейшие научно-технологические и образовательные центры, производственные, индустриальные площадки – как недавно открытые, так и легендарные предприятия с давней историей и прочными традициями.
Основой промышленности Санкт-Петербурга являются перерабатывающие отрасли, это 10,5, даже 10,6 процента примерно: судостроение, машиностроительный комплекс, включая тяжёлое энергетическое машиностроение, предприятия ОПК. Рост промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2021 году составил 6,4 процента, в 2022-м – чуть пониже, 6,1 процента, за январь–ноябрь прошлого года вырос до 9,6 процента. Ведущие отрасти Ленобласти – это нефтепродукты, пищевая, химическая промышленность.
В целом на долю Петербургской агломерации приходится 8,5 процента обрабатывающих производств всей России и примерно 7,5 процента валового внутреннего продукта страны. И та, и другая цифры солидные.
Смотрите также
Участники совещания по вопросам социально-экономического развития агломерации Санкт-Петербурга (в режиме видеоконференции) 26 января 2024 года
Конечно, нам необходимо и дальше наращивать экономические возможности Петербурга и Ленинградской области и, что важно, делать это комплексно, основываясь на долгосрочных планах развития всей агломерации, учитывая, что город и область тесно связаны. Кстати говоря, они были тесно связаны между собой в единый комплекс с советских времён.
Среди ключевых задач – укрепление приоритетных отраслей промышленности, таких как судостроение и фармацевтика, и так далее, реализация потенциала сферы услуг и креативных индустрий, расширение инфраструктуры внешней торговли, в том числе за счёт развития морских портов и терминалов. Всё это ключ к созданию современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, для того, чтобы нарастить выпуск высокотехнологичной продукции и услуг, создать базу для открытия новых компаний, а значит, для повышения устойчивости, диверсификации экономики региона в целом.
И конечно, решая экономические задачи, поддерживая деловую активность, одновременно нужно наращивать усилия по строительству жилья, объектов социальной инфраструктуры, создавать среду, которая позволит на новом уровне раскрыть богатые туристические и рекреационные возможности региона.
Одну из инициатив в этой сфере – развитие всесезонного морского курорта «Горская» – я так понимаю, мы сегодня обсудим. Здесь, по сути, планируется возвести целый курортный городок, рассчитанный на отдых более одного миллиона 300 тысяч человек в год. А постоянно в нём запланировано проживание ста тысяч жителей. Формирование такого туристического кластера позволит создать нескольких тысяч рабочих мест с высокой, конкурентной зарплатой. Мы, по-моему, на экономическом форуме обсуждали это вопрос вместе с Правительством, и «Газпром» тоже планировал подключиться.
Реализация этого и других перспективных проектов даст дополнительные налоговые поступления в бюджеты Санкт-Петербурга и Ленобласти. А значит, появятся новые возможности для финансирования социальных программ, для строительства детских садов, школ, дорог, больниц, поликлиник и так далее.
Здесь в том числе подчеркну: важно повышать эффективность региональных систем здравоохранения, включая первичное звено, совершенствовать оказание медпомощи, особенно семьям с детьми, мамам, детям. Это, как известно, один из наиболее чувствительных вопросов для граждан. Недавно – вы, наверное, обратили внимание на это – говорил об этом и с семьями из разных регионов нашей страны в рамках открытия Года семьи в России.
Для успешного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области нужно в полной мере использовать градостроительный потенциал этих территорий, реализовывать комплексные проекты, которые повышают качество жизни людей, предоставляют рабочие места, стимулируют рост смежных отраслей региональной экономики. В их числе проекты по развитию дорожной инфраструктуры, по формированию надёжного транспортного каркаса Санкт-Петербурга и Ленобласти.
За последние годы в этой сфере многое сделано: запущен Западный скоростной диаметр, трасса М-11 «Нева», обход Гатчины и ряд других крупных дорожных объектов, развёрнут капитальный ремонт автодорог. Когда говорю «других», что имею в виду? Например, ремонт и реконструкция ряда участков автодорог «Сортавала», «Скандинавия» и кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, а также строительство Лиговского путепровода и моста через реку Свирь в городе Подпорожье, это уже Ленинградская область.
Но и много новых, ещё более масштабных задач нам предстоит решить. Так, одним из значимых проектов является широтная магистраль скоростного движения, а также второе автодорожное кольцо вокруг Санкт-Петербурга. Они вместе с уже действующими автострадами обеспечат создание эффективной дорожной сети всей Санкт-Петербургской агломерации. Сегодня поговорим о ходе и сроках реализации этих проектов.
Кроме того, просил подумать и принять необходимые шаги по развитию аэропортов Пулково и Левашово. Хотелось бы услышать, как идёт работа по этим направлениям, по этим объектам.
Обсудим, что в целом нужно сделать для улучшения транспортного сообщения, в частности доступности для ряда крупных жилых районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чтобы людям не приходилось часами добираться на работу, учёбу или в социальные объекты.
Также необходимо продолжить формирование железнодорожной инфраструктуры, в том числе это касается северо-восточного и юго-западного железнодорожных обходов Санкт-Петербурга. Естественно, делать это нужно с учётом планов грузоперевозчиков и прогнозных типов перевозимых грузов. Всё это, безусловно, нужно учитывать, но двигаться по этому направлению всё равно нужно.
Рассмотрим и некоторые другие вопросы, связанные с развитием социально-экономической сферы.
Давайте начнём. Пожалуйста, слово Максиму Геннадьевичу Решетникову, Министерство экономического развития.
М.Решетников: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Как Вы отметили, Петербургская агломерация – одна из самых динамично развивающихся точек роста в стране. Ее доля в экономике за последние 10 лет выросла на три процентных пункта, что, наверное, является одним из самых выдающихся результатов.
Сюда активно переезжают жить и работать люди из других регионов, из-за рубежа. За десять лет население выросло на 12 процентов и будет прирастать дальше. Это связано с развитием экономики, транспортной доступности, реализацией крупных проектов и в целом с высоким уровнем качества жизни в этих регионах.
До 2022 года экономика агломерации росла почти вдвое быстрее, чем в среднем по Российской Федерации. За последние 10 лет реальные доходы населения увеличились на четверть к 2022 году.
Драйвером развития в это время оставались автомобиле-, судостроение, электротехника, энергомашиностроение, электроника, приборостроение, нефтепереработка, химия, фармацевтика, ну и, конечно, туризм. Санкт-Петербург и Ленобласть были воротами в Европу: под это выстраивались и логистика, и перевалка, и производственные цепочки.
В последние два года происходит переориентация торговых потоков. Экспорт в европейские страны и США через порты агломерации снизился. За два года доля этих стран сократилась с 77 до 13 процентов. Западные рынки практически полностью заместились восточными и поставками в другие дружественные страны: это Индия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия, Египет, Турция. Импорт из Германии, Финляндии, Южной Кореи также сменился поставками из Индии, Китая и Турции.
Наши соседи перенаправили свои грузы с портов Прибалтики на наш Северо-Запад. Увеличились объемы транзита из Белоруссии и Казахстана практически в два раза. В результате по итогам 2023 года объем перевалки через морские порты ожидается практически на том же уровне, что и в 2021 году. При этом внутри агломерации идет перераспределение: снижение объемов «Большого порта Санкт-Петербург» перекрывается увеличением через Усть-Лугу и Приморск.
Несмотря на санкции, завершился ряд важных промышленных проектов. В Санкт-Петербурге расширен Обуховский завод, введены сразу несколько фармацевтических производств, в том числе выпускающих аналоги импортных лекарств. В Ленинградской области в 2022 году заработал комплекс по производству и хранению природного газа в Выборгском районе, а в 2023 году запущен Балтийский вагоноремонтный завод в Волосовском районе.
При этом часть крупных проектов сейчас активно реализуется. Четыре из них реализуются с помощью механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В Волхове идет поэтапный ввод завода по производству минеральных удобрений, в Кингисеппе строится еще один. В Усть-Луге [возводится] терминал по перевалке удобрений в морском порту. В ближайшее время планируется запуск 2-й очереди тепличного комплекса во Всеволожском районе.
Действует Особая экономическая зона «Санкт-Петербург», где сформирован фармацевтический кластер, в том числе и с европейскими инвесторами, которые продолжают работать, несмотря на санкции.
Кроме того, при софинансировании Фонда Национального Благосостояния формируется крупнейший газохимический кластер в Усть-Луге, один из самых мощных заводов в мире. В проект уже вложено 1,5 триллиона рублей. Для его поддержки создана Особая экономическая зона «Усть-Луга».
Видим, агломерация успешно проходит переходный период. Оба субъекта в 2023 году достигают рекордного темпа роста инвестиций за последние пять лет: в Петербурге рост более 10 процентов, в области – почти 13 [процентов]. Это за девять месяцев текущего года. Опережающими темпами растет промпроизводство. Вы цифры назвали, но вот еще: почти 9,6 процента в Петербурге и 7,4 процента в области. Владимир Владимирович, это самые высокие показатели за последние 12 лет.
С ростом населения активно развивается жилищное строительство. Во многом это связано с федеральными мерами поддержки развития инфраструктуры. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов строятся новые участки метро, автомобильная развязка в районе Шкиперского протока, закуплены 169 трамвайных вагонов. В Ленинградской области реконструируется дорога во Всеволжском районе. Отдельно отмечу, что с помощью Фонда национального благосостояния помогаем закупить 950 вагонов для метро в Санкт-Петербурге, в том числе 144 вагона уже поставлено.
Какие приоритеты видим для дальнейшего развития агломерации.
Во-первых, нужно решать вопрос с простаивающими площадками бывших автомобильных производств в Петербурге. Пока производство возобновилось только на одном из трех заводов. Есть идея инвестора, который приобрел еще одну площадку, создать межрегиональный кластер автомобильной промышленности между Петербургом, Ленинградской и Калужской областями. Прорабатываем вопрос вместе с регионами и Минпромторгом.
Во-вторых, в декабре прошлого года мы расширили Особую экономическую зону «Санкт-Петербург». Регион планирует реализовать как минимум четыре проекта в фармацевтике, сфере биотехнологий и металлообработке.
В-третьих, это завершение всех начатых крупных проектов, о которых я говорил, и запуск новых. К примеру, в Ленобласти существует идея – и в общем план – построить глиноземный завод. Его продукция повысит сырьевую независимость алюминиевой отрасли.
Еще один приоритет – это сбалансированная работа портовых мощностей. К 2030 году инвесторы заявили об их увеличении в 1,5 раза, до 500 миллионов тонн. При этом в 2023 году перевалка в морских портах составила 240 миллионов тонн, из них половина – это грузы с железной дороги. При этом сейчас провозная способность РЖД к морским портам работает практически на пределе, запаса осталось процентов 15.
При этом надо отметить при принятии решений, что перспективные экспортные направления у нас сместились с Запада на Восток и транспортное плечо для грузов из Сибири и с Урала через Северо-Запад дороже, чем через Восточный полигон. Объемы перевозок, направляемые на экспорт, становятся очень чувствительны к мировым ценам и транспортным расходам. И в случае изменения конъюнктуры или роста тарифов могут стать невыгодными.
Поэтому при планировании развития инфраструктуры мы предлагаем ориентироваться не на заявленные мощности портов и планы инвесторов и заявления, а на реальный расчет грузовой базы и стоимости логистики. У нас сейчас в инвестпрограмме РЖД уже заложено увеличение провозных мощностей до 190 миллионов тонн к 2030 году. Под этот объем мы предлагаем ориентировать развитие всей остальной инфраструктуры.
Еще один приоритет – это туризм. В 2023 году Санкт-Петербург по числу поездок туристов приблизился к доковидному уровню, а область превысила его еще в 2022 году. При этом сейчас рост туризма в агломерации обеспечивается за счет российских туристов. К примеру, в Северной столице их доля за два года выросла с 63 до 90 процентов. То есть мы заместили иностранного туриста российским.
Конечно, задача дальше развивать [не только] внутренний туризм, но и поэтапно восстанавливать внешний. Для этого уже запущены единая электронная виза для 55 стран, безвизовые групповые обмены с Китаем и Ираном, по Вашему поручению сейчас с Индией ведем переговоры. В том числе за счет этих мер в Северной столице в 2023 году поток зарубежных туристов вырос почти на 70 процентов.
В этой связи необходимо дальше увеличивать номерной фонд и развивать всесезонный туризм. Для этого в Санкт-Петербурге уже строится семь крупных отелей по программе льготного кредитования. В рамках проекта «Пять морей» – Вы уже сказали о создании туристического кластера и курорта «Горская». В Ленобласти финансируем 10 проектов по строительству модульных гостиниц.
Сейчас идет третий этап отбора конкурса по программе льготного кредитования на строительство отелей. Видим пока заявку от Санкт-Петербурга, пока один объект, но рассчитываем, что тут до 20 февраля время есть, и инвесторы сейчас достаточно активно работают с банками, ждем от коллег большего числа заявок.
Активно развиваются малый и средний бизнес. Это всегда такая мощная часть экономики агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Здесь число субъектов МСП за последний год только увеличилось более чем на 4 процента, или на 18 тысяч. Создано 30 тысяч рабочих мест. Связываем это как раз с активной реализацией программ.
Помимо отраслевых задач, субъектам предстоит решить и системные.
Во-первых, это нехватка кадров. При этом в агломерации учится почти полмиллиона студентов, и за счет повышения уровня их трудоустройства – а сейчас он пока 67 процентов – регион во многом может восполнить свою потребность в кадрах. Ну и как и другим регионам, предлагаем также активно работать по программам профессионалитета, повышения производительности труда, программе переобучения, ну и по управлению миграционными потоками.
Второй момент – это развитие науки и технологий, о чем Вы уже сказали. И конечно, все мы знаем потенциал этой агломерации. Эта агломерация – один из лидеров в стране по числу технологических компаний. Мы сейчас создали единый реестр компаний, понимаем, где они в том числе географически находятся. Здесь их более восьмисот. И это только те, которые у нас попали в реестр, то есть те, которым когда-либо оказывалась поддержка.
При этом самое популярное направление – это искусственный интеллект. Развивать эти технологии в Санкт-Петербурге помогает исследовательский центр на базе Университета ИТМО. Это один из шести центров, которые были в первом отборе отобраны, но в конце 2023 года по Вашему поручению мы провели еще один отбор, и СПбГУ стал победителем второй волны отбора, поэтому появляется еще второй центр. По Вашему поручению мы также прорабатываем создание инновационного научно-технологического центра с участием Большого университета [СПбГУ] и морского технического университета.
Третья системная задача, как Вы отметили, это транспортные проекты. С учетом роста населения и ввода жилья все острее стоят вопросы городской транспортной инфраструктуры, расшивки узких мест. При этом мы посмотрели проекты с точки зрения оценки транспортно-экономического баланса и эффективности. Конечно, у нас на сегодняшний момент представляется эффективной реализация Широтной магистрали скоростного движения. Мы посчитали: несмотря на то, что проект достаточно дорогой, учитывая его прохождение в плотной городской среде, но очень серьезные городские потоки, поэтому проект весьма окупаемый.
Поэтому, может быть, здесь, с точки зрения, например, КАД-2, все-таки чуть-чуть его сдвинуть вправо, а Широтная магистраль скоростного движения нам представляется из всех проектов, наверное, одним из самых сейчас эффективных. Хотя еще раз подчеркну: если там есть какая-то возможность оптимизации затрат, то тогда проект был бы еще более эффективным.
Владимир Владимирович, реализация запланированных проектов в целом позволит, как нам представляется, обеспечить развитие агломерации. Мы с коллегами в постоянном контакте, и все поставленные задачи будут выполнены.
Спасибо.
Продолжение следует.