Гарант Созидание
Информационно-правовое обеспечение

Встреча с учащимися вузов Калининградской области

В День российского студенчества Владимир Путин встретился со студентами высших учебных заведений Калининградской области.

25 января 2024 года 17:15 Калининград

Встреча с учащимися вузов Калининградской области

Мероприятие прошло в Доме студента Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Открытый после реконструкции в 2022 году, «Студхаус» представляет собой единый многофункциональный комплекс для организации досуга учащихся. В него, в частности, входят коворкинги, зоны для творчества и отдыха, музыкальная и звукозаписывающая студии, залы для танцев и киберспорта.

Перед началом встречи глава государства осмотрел макет строящегося кампуса БФУ – «Кантиана», который возводится в рамках национального проекта «Наука и университеты» с учётом приоритетов развития региона. При создании нового студенческого городка фокус направлен на медицину, IT, инженерию, химию и педагогику.

* * *

В.Путин: Дорогие друзья, добрый день!

Цель нашей встречи в таком формате – поздравить вас с вашим праздником, с Днём российского студенчества. Поздравляю вас, всех студентов нашей страны, аспирантов, преподавателей, да и выпускников. Все мы помним, что мы когда-то учились в университете, в институте, и конечно, это такие незабываемые годы.

Смотрите также

Участники встречи с учащимися вузов Калининградской области 25 января 2024 года

Сейчас, когда и страна наша активно развивается, мир находится в такой стадии фундаментальных изменений, я имею в виду не только политическую сферу, мироустройство, многополярность и так далее, я имею в виду и технологические изменения, технологическую революцию, всё, что происходит в мире вокруг нас, – быстро, интенсивно и интересно всё развивается. Но для того, чтобы чувствовать себя полноценным участником этого процесса, нужно хорошо учиться. Не жалеть для этого времени, не жалеть сил и быть на гребне всегда происходящих событий.

С 1755 года 25 января, когда Елизавета Петровна подписала Указ о создании Московского университета, потом эта дата, как известно, преобразовалась, много позднее, в День российского студенчества. Это о чём говорит? О том, что в нашей стране постоянно на протяжении веков уделяли огромное внимание и придавали большое значение развитию образования. Потому что, безусловно, от уровня образования, от уровня применяемых технологий, от того, какие амбиции возникают у каждого конкретного человека, региона либо всей страны зависит будущее государства.

Именно поэтому, особенно сегодня, когда знания приобрели не какой-то эфемерный, умозрительный характер, а наоборот, стали частью экономического роста, частью повышения обороноспособности страны, сохранения государственности, наших традиций и самих этносов Российской Федерации, – сегодня всё именно так, и от образования зависит успех и будущее нашего государства.

Образование – это та сфера, которой вы сейчас активно занимаетесь. Я ещё раз вас сердечно поздравляю с Днём студента и желаю вам успехов.

Наверняка у вас есть какие-то соображения, идеи, связанные с самим образовательным процессом, с тем, что происходит в вашем университете, наверняка есть какой-то обмен информацией с вашими сверстниками, которые учатся в других учебных заведениях. Если есть какие-то предложения, соображения или анализ того, что сейчас происходит в сфере образования, – пожалуйста, я с удовольствием вас выслушаю и если смогу, то отреагирую. Первое. А второе: безусловно, мы постараемся учесть это в своей практической работе по развитию системы образования в России.

Пожалуйста. Прошу.

Л.Лазицкая: Уважаемый Владимир Владимирович!

Для меня честь быть сегодня здесь, задавать Вам первый вопрос. Меня зовут Лазицкая Лада, третий курс, бакалавриат, психология.

В настоящий момент я являюсь председателем студенческого совета Высшей школы образования и психологии Балтийского федерального университета.

Мой вопрос состоит из двух аспектов.

Первое. Сейчас студентами становятся до 70 процентов выпускников школ, увеличивается количество бюджетных мест, работают меры государственной поддержки российского студенчества. Но немаловажно и то, что сейчас по факту наличие диплома о высшем образовании превратилось в требование по умолчанию для работодателей даже для тех вакансий, где это, может быть, и не нужно. Как Вам кажется, всем ли необходимо высшее образование?

И второй момент. Сейчас много говорят о цифровизации, об искусственном интеллекте, в вузах появляется много курсов и новых модулей. Как Вы считаете, какими универсальными компетенциями стоит обладать студентам, чтобы оставаться востребованными на рынке труда?

В.Путин: Что касается требования высшего образования со стороны работодателей по умолчанию. Вы знаете, я не вижу такого требования, не чувствую, что такое требование есть у работодателей. В обществе в целом похоже, что к этому идёт.

Лет десять назад, по-моему, 50 процентов выпускников считали, что они должны получить высшее образование, сейчас – 70 с лишним. И количество родителей, которые считают, что ребёнок должен получить высшее образование, кратно выросло. И такая потребность у людей – в получении высшего образования – действительно есть. Этому, безусловно, способствует и в известной степени политика государства, потому что мы постоянно увеличиваем количество бюджетных мест.

Кстати говоря, когда я получал высшее образование, в Советском Союзе это стремление получить высшее образование, – сейчас не могу привести эти проценты, не знаю, как соотнести это с сегодняшней ситуацией в Российской Федерации, – но тогда стремление к получению высшего образования было очень высоким. Я сам из рабочей семьи: и мама, и отец – рабочие люди, но они стремились во что бы то ни стало создать мне условия для того, чтобы я получил высшее образование. Это было общим настроем в обществе.

Сейчас мы видим, что интерес к высшему образованию явно растёт. На самом деле что происходит? На производстве, особенно сейчас, в наши дни, очень важную роль играют люди рабочих специальностей высокой квалификации. Совсем недавно трудно было себе представить, что человек, которого называют рабочим, управляет каким-нибудь сложным станком – ЧПУ [числовое программное управление] ещё ладно, ещё сложнее есть – или занимается какими-то вещами в сфере химической промышленности, биологии, фармацевтики и так далее. А сейчас это становится нормой.

Поэтому для производства на самом деле не так уж и важно, имеет человек какую-то «корочку» о высшем образовании или нет. Но, конечно, высшее образование создаёт определённые преимущества, кстати говоря, и по зарплате тоже – да, да, это факт. Есть такая премия, считается премией за образование: если у человека есть высшее образование, то работодатель сразу планочку поднимает.

Хотя по отдельным направлениям деятельности и по рабочим профессиям уровень заработной платы сегодня достаточно высокий. Скажем, у водителя КрАЗа на каких-нибудь работах, где используется такая большая техника, зарплата начинается от 200–300 тысяч – прилично на сегодняшнее время. Те же самые рабочие, которые управляют сложной техникой, станками с ЧПУ и так далее, – тоже где-то от 100–200 тысяч [зарплата].

Но дело ведь не только в заработной плате, хотя это важно, без всяких сомнений. Вопрос в том, чтобы человек чувствовал, – сейчас я подхожу к самому главному, постараюсь ответить на Ваш вопрос, – чтобы человек чувствовал, что он занимается любимым делом и добивается результатов. Это самое главное, понимаете? Если человек занимается любимым делом и успешен в этом деле, он счастлив. К этому надо стремиться.

А самое-то, главное, на мой взгляд, чем бы человек конкретно ни занимался, – я много раз уже говорил и все специалисты в области образования, спросите Вашего ректора Александра Александровича [Фёдорова], он Вам то же самое скажет, – самое главное сегодня уметь постоянно повышать свой уровень образования. Это должно стать нормой: не может быть статики в этих вопросах, иначе мгновенно начинаем отставать.

Примерно так.

Л.Лазицкая: Большое спасибо.

В.Путин: Пожалуйста, кто-то ещё? Прошу Вас.

М.Колягина: Уважаемый Владимир Владимирович!

Меня зовут Мария Колягина.

В.Путин: Извини, Маша, пожалуйста.

(Обращаясь к Л.Лазицкой.) По поводу универсальности Вы спросили. Фундаментальные знания, конечно, прежде всего дают возможность это качество образования приобрести. Потому что, если человек обладает такими фундаментальными знаниями, которые на первый взгляд не очень нужны – математика, физика, химия, – ему потом гораздо легче переключиться на какие-то смежные виды деятельности в рамках одного предмета. Мне кажется, что это самое главное.

(Обращаясь к М.Колягиной.) Извини, пожалуйста. Прошу.

М.Колягина: Я представляю Балтийский федеральный университет, обучаюсь на первом курсе, направление «Химия». Это программа базового высшего образования, реализуемая в рамках пилотного проекта по апробации новых уровней высшего образования.

Благодаря этой программе в ближайшем будущем выпускники БФУ будут иметь разную квалификацию – от химика-технолога до химика-исследователя. Это означает, что уже через несколько лет на рынке труда окажутся люди с разными типами дипломов.

Как Вы считаете, на что должны ориентироваться наши работодатели в будущем, рассматривая кандидатов с дипломами разных типов высшего образования? Необходимо ли особым образом проработать систему соответствия уровней, тем самым облегчив жизнь не только нашим будущим работодателям, но и абитуриентам, студентам, а также выпускникам предыдущих поколений?

В.Путин: Для Вас это актуально, потому что Ваш университет включён в те вузы, в которых мы начинаем этот эксперимент по переходу на новую систему образования. Это сделано соответствующим Указом, законом. Но сделано по настоятельным рекомендациям людей, которые работают в этой сфере, в экспертном сообществе и так далее.

Сейчас не буду говорить о причинах, это легко прочитать. Интернет откроете – как дискуссия велась, к чему мы пришли. Базовое образование – 4–6 лет, потом специальность – 2–3 года, и отдельное направление – это аспирантура.

Экспертное сообщество пришло к выводу, что это даёт возможность лучше погрузиться в будущую профессию и создаёт возможность для получения гибкого образования в зависимости от того, как и что меняется на рынке труда. В этом весь смысл преобразований, которые предусмотрены этим процессом.

При этом никакой дискриминации по отношению к тем людям, которые уже получили дипломаты бакалавриата и так далее, конечно, не будет. Все эти документы будут абсолютно равны при устройстве на работу и при дальнейшей деятельности. Но я уже сказал: ведь самое главное – это заявить себя как хороший специалист.

И второе, тоже уже об этом было сказано только что, – уметь учиться постоянно. Поэтому надеюсь, что никаких проблем в этом смысле не возникнет. Мы постепенно, постепенно – именно плавно – будем переходить на эту новую систему. Так что проблем не будет ни у кого.

Пожалуйста, прошу.

О.Варзанова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Меня зовут Варзанова Оксана, я студентка третьего курса Калининградского государственного технического университета по направлению «Промышленное и гражданское строительство». На данный момент занимаю должность председателя студенческого спортивного клуба «Янтарный рыцарь».

В настоящее время строится большой, современный университетский кампус в Балтийском федеральном университете. Подскажите, можно ли сделать так, чтобы студенты других университетов могли посещать этот кампус?

В.Путин: И не только университетов. Сейчас только Александр Александрович рассказывал, я внимательно слушал, но ничего ему не говорил. Он рассказывал то, что мы задумывали. Здесь всё так и реализуется у вас.

Это будет достаточно большой кампус. Он будет вписан в городскую среду – это же практически в центре – и архитектурно, и инфраструктурно. Предполагается, что он будет посещаться не только студентами вашего университета. Это интересная, сложная среда, где и учиться можно, и встречаться с кем-то, и получать дополнительные знания, и жить.

Таких кампусов мы наметили 25 до 2030 года. Сейчас уже восемь строятся. Первый этап – 17: мы отобрали 17 проектов по всей стране от Дальнего Востока до вас, до Калининграда. 17 отобрали, восемь уже реализуются, и ещё девять готовятся. На первом этапе, по-моему, финансирование где-то под 300 миллионов выделено, уже работа идёт. И регионы выделяют.

Антон Андреевич, Вы сколько выделили?

А.Алиханов: Мы выделили 100 миллионов на проектирование опережающим темпом, зная и понимая, что будет такая программа. И миллиард рублей (по 500 миллионов в этом году и следующем) на научное оборудование, которое будет наполнять лабораторию и учебные корпуса.

В.Путин: Так что все задумано таким образом, чтобы не только студенты вуза соответствующего могли всем этим пользоваться, но и студенты других вузов и даже не только студенты, но и жители прилегающих регионов, да и вообще города, в данном случае Калининграда. Имеется в виду совместное использование тех же самых спортивных площадок, библиотек, бассейнов и так далее.

Но, разумеется, должны быть (Александр Александрович [Фёдоров] сказал, я услышал) решены вопросы безопасности, но это тоже не сложно в современных условиях, и способы регистрации людей, это все легко сделать, в электронном виде можно все организовать. Конечно, это должна быть безбарьерная среда для людей с ограничениями по здоровью. Все так и предусмотрено, так и будет.

А Вы каким спортом занимаетесь?

О.Варзанова: Я занимаюсь чирлидингом.

В.Путин: Чем?

О.Варзанова: Чирлидинг. Группа поддержки.

В.Путин: Это тоже спорт, да?

О.Варзанова: Да.

В.Путин: Кого поддерживаете? Какие виды спорта?

О.Варзанова: Мы поддерживаем наших спортсменов в КГТО на любых соревнованиях. Мы приходим поддерживаем с помпонами, болеем за них.

В.Путин: Понятно. Это хорошее дело.

Прошу Вас.

А.Картузова: Добрый день!

Я Картузова Анастасия. Студентка и активист Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Вернемся к разговору о новых уровнях нашего образования.

Сейчас в моем университете разрабатываются новые программы педагогического образования, и я как будущий педагог принимаю участие в их разработке как студент. Так вот мы много думаем, размышляем над тем, каким должен быть педагог, какие компетенции у него должны быть, и что мы можем сделать, чтобы такими учителями и педагогами будущего стать.

Так вот главный вопрос. Как Вы считаете, какая главная задача педагога – это воспитание, передача знаний или, может быть, передача культуры в ее широком и самом сложном смысле?

В.Путин: А Вы как думаете?

А.Картузова: Мы считаем, что все вместе должно быть.

В.Путин: Вы все знаете. Чего спрашиваете? Все знаете.

А.Картузова: Вдруг у Вас другое мнение. Что-то в большей, может быть, степени.

В.Путин: Вы знаете, наши классики, вы их всех знаете, я уже не помню, кто конкретно это сказал, о том, что главная задача педагога – воспитывать счастливых людей. Но он сказал: «Воспитывать». Не помню, Сухомлинский или кто-то из классиков. То есть классики наши ставили во главу угла воспитание. Я уже тоже говорил публично, могу повторить. Как-то в разговоре с Патриархом Московским и всея Руси я тоже услышал от него примерно то же самое. Он сказал: «Знания вы дадите, а вот воспитание – вот, что важно».

Но я все-таки ближе к Вашей точке зрения склоняюсь. Важно все в совокупности, потому что воспитание невозможно без знаний. На базе чего воспитывать, как не на базе культурных и традиционных наших ценностей? Как же можно воспитать человека, не давая ему знаний о том, кто он такой, что такое за страна, в которой он живет? Какова ее история? Чем мы гордимся? Разве можно воспитать счастливого человека, который не нашел себя в профессии, в жизни и не может добиваться результатов в своей работе? Поэтому, мне кажется, что Вы правы, все это важно в совокупности. Так и нужно действовать, мне кажется: воспитание, знания, культура.

А.Картузова: Спасибо.

В.Путин: Мы с Вами единомышленники.

Пожалуйста.

А.Меньшенин: Владимир Владимирович, позвольте представиться. Меня зовут Меньшенин Александр, я являюсь аспирантом первого года обучения Калининградского государственного технического университета по направлению «Ихтиология» кафедра «Водных биоресурсов и аквакультуры».

В.Путин: Как?

А.Меньшенин: Ихтиология.

А.Кочина: Владимир Владимирович, меня зовут Кочина Анастасия, я – магистрант 2 курса кафедры технологии продуктов питания технического университета.

А.Меньшенин: Мы являемся молодой студенческой семьей. Так получилось, что мы познакомились благодаря поощрительной поездке от нашего университета для активных студентов. Это, кстати, проводилось в рамках региональной программы «Мы – россияне».

Наш союз такой нерушимый позволил нам более качественно развиваться, мы стали активнее принимать участие и даже побеждать в различных конкурсах и проектах. Одним из самых важных для нас стал Всероссийский студенческий проект «Твой ход». Как раз сегодня запустили четвертый сезон данного замечательного проекта, который позволил нам вложить средства и приобрести свое собственное семейное жилье. Однако не все студенты, особенно студенты очного отделения, могут позволить совмещать, во-первых, учебу и создание семьи, а тем более принимать активное участие в различных конкурсах и проектах, вносить средства для приобретения своего жилья. Мне кажется, жилье является одним из ключевых факторов создания семьи и рождения ребенка.

А.Кочина: Далеко не все общежития в нашей стране предусмотрены для совместного проживания студенческих семей. Необходимо формирование студенческих семейных блоков в общежитиях, игровых площадок, детских и пеленальных комнат, мест для хранения колясок, пандусов, в том числе и на территории кампусов вблизи образовательной и научной инфраструктуры.

А.Меньшенин: Владимир Владимирович, может быть, в Год семьи было бы очень символично внедрить новые меры поддержки для студенческих семей. Поддержите ли Вы такие решения?

В.Путин: Я этим и занимаюсь постоянно.

Во-первых, действительно это очень важно – создание семьи, не могу сказать, как можно раньше, но скажу так – вовремя. Объясню почему. Есть такой прагматичный интерес со стороны государства. Никто не знает, что такое демография, в чем суть демографических процессов. Сейчас я сказал это публично, камеры записали, на меня сейчас набросятся демографы, скажут, что «ты не знаешь, и помалкивай, а мы-то знаем». На самом деле, ничего они не знают, потому что разобраться в том, что происходит с демографией, очень сложно, и у них очень сложная задача, надо отдать должное. Это действительно сложные темы и разные ответы на тысячи вопросов, которые возникают в этой области.

Одна из версий: чем более образовано общество, тем сложнее с демографией, потому что меняются приоритеты. Молодой женщине сначала хочется получить образование. У нас 77 процентов населения хочет получить уже высшее образование, 10 лет назад было только 50 процентов, а сейчас уже 77.

Итак, сначала получить образование, потом высшее образование, потом постобразование, потом сделать первые шаги в карьере, добиться какого-то результата. И все важно, и все нужно, и вроде бы правильно. И это называется – отложенный первый ребенок. Вы здесь все молодые женщины, не знаю, не все, наверное, так думают, но в среднем такие мысли начинают складываться, поэтому первый ребенок появляется где-то в 30 лет. В Европе так примерно. А его же надо на ноги поставить, одеть, обуть, еще что-то сделать. Потом нужно женщине вернуться к трудовой деятельности, подтвердить свои компетенции. На второго уже нет ни сил, ни времени.

Если два человека производят только одного, то количество населения уменьшается. Даже если двух, то остается на горизонтальной планке. А для того, чтобы обеспечить рост народонаселения, минимум нужно, чтобы в семье было три ребенка. А чтобы так произошло семья должна рождаться пораньше.

Но, конечно, сложно, я думаю, вы сейчас об этом и говорите, молодым людям, особенно для молодой женщины – и учиться надо, или, если она только работать начала, работать надо, и за ребенком надо ухаживать, и не хочется потерять квалификацию, место работы. Очень много здесь возникает вопросов. Поэтому мы и стараемся прежде всего молодым семьям помочь. Мы совсем недавно ввели материнский капитал на первого ребенка. Для чего и для кого это сделано? Именно для таких семей как ваша – именно для молодых семей. Он будет сейчас проиндексирован и составит где-то 630 с небольшим тысяч рублей, плюс на второго ребенка – 860, по-моему, тысяч. Потом, целая система льготирования при получении жилплощади. Вы пользовались льготами при покупке квартиры?

А.Кочина: Нам помогали родители.

В.Путин: Родители помогали – это очень хорошо, это здорово, но льгота-то есть. У вас есть причем и региональные льготы. Почему бы не воспользоваться и региональными льготами? Антон Андреевич, какие?

А.Алиханов: Владимир Владимирович, мы действительно в регионе ввели систему поддержки, как Вы сказали, рождения первых детей.

В.Путин: Там есть и единовременная выплата и ежемесячные выплаты у вас есть, да?

А.Алиханов: К 650 тысячам рублей федеральным мы добавляем 345 тысяч (в этом году она тоже проиндексирована) региональных. Конечно, есть еще и разовые выплаты различные и так далее – [всего] миллион рублей. Конечно, на миллион рублей в Калининградской области, во всяком случае в городе Калининграде, квартиру не купишь, но [можно использовать] как первоначальный взнос для дальнейшей ипотеки. А молодые семьи у нас тоже попадают в льготную ипотеку для молодых семей. Поэтому возможность для хорошего первоначального взноса точно есть.

В.Путин: И семейная ипотека работает, и для молодых людей у нас 6 процентов ипотека, для молодых семей. Несмотря на рост ключевой ставки Центрального банка, а это значит, что государство должно будет больше давать денег, поскольку растет ставка коммерческих банков из-за этого, но все равно мы держим эти 6 процентов. Как мне Министр финансов доложил, почти в два раза увеличился объем денег, которые мы должны будем выдавать на субсидирование. Но мы делаем это, ничего не отменяем, и будем это делать дальше.

Конечно, вопрос, связанный с доходами как бы ежемесячными. В этой связи, в связи с праздником Дня российского студенчества могу сообщить, что мною принято решение повысить президентские стипендии до 30 тысяч рублей, теперь Президентская стипендия будет 30 тысяч рублей. Знаю, что и Правительство сейчас думает над повышением уровня стипендий, Правительственная стипендия будет где-то 20 тысяч рублей. Так что есть, к чему стремиться – надо хорошо учиться.

А что касается кампусов. В кампусе, о котором мы говорим, да и в других кампусах, о которых я тоже сказал, 25 у нас запланировано до 2030 года, как раз все это предусмотрено: и жилые блоки для молодых студенческих семей, и спортивные площадки, и детские площадки. Ну и, конечно, я очень рассчитываю на то, что не только 25 кампусов. Министерство высшего образования и науки, и регионы будут соответствующим образом реагировать и подтягиваться к этому уровню. Будем этим обязательно заниматься.

У Вас детей нет?

А.Кочина: Планируем.

В.Путин: Бюрократы какие-то вы. Но это же счастье – иметь детей. Вы это узнаете. Это хороший будет пример для всех остальных.

Пожалуйста, прошу Вас.

Продолжение следует.

Источник