Гарант Созидание
Информационно-правовое обеспечение

Развитие корпоративного законодательства в современных политико-экономических условиях на примере хозяйственных обществ

Д.В. Ломакин,

доктор юридических наук, профессор кафедры

гражданского права юридического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, адвокат

Журнал «Законодательство», N 3, март 2023 г., с. 18-25.

 

Сначала своего существования российское корпоративное законодательство постоянно пребывает в состоянии реформирования*(2). Примером может служить Закон об АО*(3): после принятия он регулярно подвергался корректировкам, которые нередко имели фундаментальный характер*(4). Во многом это было обусловлено отсутствием единой концепции развития самого корпоративного права*(5), получившего легальное признание на уровне кодифицированного акта лишь в 2012 г.*(6) Между тем доктринальное обоснование такой необходимости появилось задолго до этого*(7). Ситуация усугублялась тем, что разработкой основных источников корпоративного права занимались специалисты, придерживающиеся противоположных взглядов на природу основных институтов корпоративного права: одна группа готовила Гражданский кодекс РФ и Закон об ООО*(8), другая — Закон об АО*(9).

В настоящее время можно выделить три основных направления реформирования корпоративного законодательства.

В первом случае речь идет о плановых изменениях. Здесь особо отметим стремление законодателя так преобразовать устав хозяйственного общества, чтобы вместо формального акта, дублирующего положения закона, он стал учредительным документом, содержащим главным образом положения, индивидуализирующие юридическое лицо.

Иллюстрацией к сказанному являются изменения, связанные с закреплением в уставе положений о правах акционеров. В пункте 3 ст. 11 Закона об АО изначально было предусмотрено, что устав общества должен содержать сведения о правах владельцев акций каждой категории (типа). Вместе с тем перечень прав владельцев обыкновенных акций был определен в п. 2 ст. 31 Закона об АО, так что в этой части в уставе акционерного общества приходилось лишь дублировать положения закона.

Теперь в связи с принятием Федерального закона от 25 февраля 2022 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»*(10) (далее — Закон N 25-ФЗ) можно ограничиться закреплением в уставе акционерного общества прав, которыми наделяются владельцы привилегированных акций каждого типа. Для корпоративного творчества появился большой простор. Например, можно воспользоваться возможностью, предоставляемой п. 6 ст. 32 Закона об АО, и предусмотреть в уставе непубличного акционерного общества право голоса для владельцев привилегированных акций по определенным вопросам повестки дня общего собрания акционеров.

Сейчас нет необходимости включать в устав акционерного общества положения о кворуме заседаний совета директоров и коллегиального исполнительного органа, поскольку требования к кворуму четко определены законом. Но такая необходимость появляется, если акционеры хотят установить повышенные требования к кворуму (подп. 6, 7 ст. 1 Закона N 25-ФЗ).

Не требуется перегружать устав и информацией о величине резервного фонда, создаваемого в обществе, а также о величине ежегодных отчислений в него. Теперь эти параметры (5% от величины уставного капитала акционерного общества и 5% от величины его чистой прибыли) закреплены в абз. 1, 2 п. 1 ст. 35 Закона об АО. Однако увеличение данных параметров требует внесения в устав акционерного общества соответствующих положений (подп. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 25-ФЗ).

К плановым следует отнести и давно назревшее изменение положения о численном составе совета директоров публичного и непубличного акционерных обществ, согласно которому таких должностных лиц должно было быть не менее пяти. В силу подп. 5 ч. 1 ст. 1 Закона N 25-ФЗ для непубличных акционерных обществ этот норматив снижен до трех человек, что, однако, не препятствует его увеличению (новая величина закрепляется в уставе общества).

Еще один пример плановых изменений — это реформа в сфере внутреннего контроля и управления рисками в публичном обществе. Долгое время эти отношения оставались без должного внимания законодателя, хотя в деятельности публичного общества, с которой связаны интересы множества лиц, они играют важную роль. Внутренний контроль и управление рисками регламентировались лишь применительно к кредитным организациям и профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» эта ситуация была изменена посредством дополнения Закона об АО статьей 87.1, посвященной управлению рисками, внутреннему контролю и внутреннему аудиту в публичном обществе. Для ее применения большое значение имеет информационное письмо Банка России от 1 октября 2020 г. N ИН-06-28/143 «О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах»*(11).

Цель внутреннего аудита — оценка надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе. Должностное лицо или структурное подразделение публичного общества, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита, назначается на должность решением совета директоров общества. Совет директоров также утверждает внутренние документы общества, определяющие его политику в области организации и осуществления внутреннего аудита. Отсюда следует, что именно на совет директоров возлагается обязанность организовать в публичном обществе систему внутреннего контроля и управления рисками. Следовательно, если единоличный исполнительный орган причинил публичному обществу убытки, то к ответственности может быть привлечен не только он, но и члены совета директоров, если выяснится, что противоправные действия генерального директора стали возможны в результате отсутствия в публичном обществе надлежащей системы внутреннего контроля и управления рисками.

Следующие два направления обусловлены внеплановой реформой корпоративного законодательства, представляющей собой реакцию законодателя на эпидемиологические и политические вызовы.

В частности, речь идет об изменениях, связанных с распространением коронавирусной инфекции, которая значительно затруднила коммуникативные процессы*(12). Возникла необходимость увеличения сроков и изменения формы тех или иных корпоративных действий, на которую законодатель откликнулся принятием Федерального закона от 7 апреля 2020 г. N 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации»*(13) (далее — Закон N 115-ФЗ).

Согласно этому акту годовое общее собрание акционеров в 2020 г. должно было проводиться в сроки, определяемые советом директоров, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года, т.е. не позднее 30 сентября 2020 г. Действие первого предложения абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона об АО, в силу которого годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 30 июня 2020 г., было приостановлено до 31 декабря 2020 г. Однако согласно подп. 1 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, признании утратившим силу абзаца шестого части первой статьи 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования корпоративных отношений в 2022 и 2023 годах»*(14) (далее — Закон N 292-ФЗ) общие собрания акционеров и в 2022 г. могли быть проведены до 30 сентября.

Сами по себе положения относительно сроков проведения общего собрания также не остались неизменными. Если раньше сроки проведения общего собрания акционеров надо было определить в уставе общества в рамках пределов, установленных в абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона об АО, то теперь этого не требуется. Общее собрание акционеров может быть проведено в любое время в рамках указанных границ, т.е. не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона об АО в редакции Закона N 25-ФЗ установление иных требований к сроку проведения общего собрания акционеров в рамках указанного периода является правом, которое можно и не осуществлять.

Изменения, связанные со сроками, коснулись и иных корпоративных действий. Протокол об итогах голосования в 2020 г. должен был быть составлен не позднее шести рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования (подп. 1.1 п. 4 ст. 12 Закона N 115-ФЗ). Обычное правило предполагало составление протокола об итогах голосования не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования (п. 1 ст. 62 Закона об АО).

Данное нововведение хорошо себя зарекомендовало, в связи с чем его действие было распространено и на 2022 г. В 2022 г., как и в 2020 г., были увеличены сроки составления протоколов общего собрания акционеров и совета директоров акционерного общества с трех до шести рабочих дней, а также срок доведения до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, отчета об итогах голосования до восьми рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования (подп. 1.1, 1.2 п. 4 ст. 12 Закона N 115-ФЗ; подп. 2, 3 п. 3 ст. 7 Закона N 292-ФЗ).

Изменение сроков проведения годового общего собрания акционеров не могло не затронуть сроки осуществления прав акционеров, связанных с процедурой подготовки общего собрания. Известно, что акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в органы управления и контроля общества. По общему правилу такие предложения должны поступить в общество не позднее чем через 30 дней после окончания отчетного года (п. 1 ст. 53 Закона об АО).

В 2022 г. ситуация несколько иная. Совет директоров акционерного общества при подготовке к проведению в 2022 г. годового общего собрания акционеров должен был определить дату, до которой от акционеров принимаются предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в органы акционерного общества. Эта дата должна быть установлена не позднее чем за 27 дней до даты проведения в 2022 г. годового общего собрания акционеров (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(15) (далее — Закон N 46-ФЗ). Сообщение о проведении годового общего собрания акционеров в 2022 г. должно было быть сделано не позднее 35 дней до даты его проведения (п. 2 ст. 17 Закона N 46-ФЗ), что отличается от традиционных сроков, определенных в п. 1 ст. 52 Закона об АО).

Что касается формы отдельных корпоративных действий, то здесь, как и везде, приоритет был отдан заочному общению. Так, общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью даже с вопросами повестки дня об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов по решению исполнительного органа общества в 2020 г. могло быть проведено в форме заочного голосования, т.е. опросным путем (п. 3.1 ст. 12 Закона N 115-ФЗ). В 2022 г. это правило о заочном голосовании сохранило свое действие (подп. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 25-ФЗ). В 2022 г. и акционерные общества могли проводить в форме заочного голосования общие собрания акционеров с вопросами повестки дня об избрании совета директоров, утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, а также иными вопросами, решение по которым принималось ранее только в форме совместного присутствия акционеров (подп. 1 ст. 3 Закона N 25-ФЗ). В настоящий момент эти меры, казавшиеся изначально временными, вновь продлены, теперь уже на 2023 г.*(16)

Второе направление внеплановой реформы корпоративного законодательства связано с купированием негативного воздействия на отечественную экономику так называемых недружественных стран посредством принятия мер экономического, организационного и информационного характера.

Экономические меры направлены на стабилизацию финансового положения хозяйственных обществ, оказавшихся в кризисной ситуации. Известно, что ключевым показателем, позволяющим оценить состояние финансов хозяйственного общества, является величина его чистых активов. Снижение этого показателя влечет за собой целый комплекс последствий информационного и организационного характера, предусмотренных п. 4 ст. 30 Закона об ООО, п. 4 и 6 ст. 35 Закона об АО, вплоть до ликвидации хозяйственного общества. В ситуации, когда многие хозяйственные общества стали заложниками кризисных явлений, законодатель исключил применение указанных положений законов при снижении величины чистых активов хозяйственных обществ сначала в 2022 г. (подп. 1, 2 п. 1 ст. 17 Закона N 46-ФЗ), а затем продлил действие этого правила на 2023 г. (подп. 4 ч. 1 ст. 20 Закона N 519-ФЗ).

На финансовую стабильность и инвестиционную привлекательность публичного общества существенно влияет цена акций, находящихся в свободном обращении. Когда под воздействием кризисных явлений инвесторы, главным образом иностранные, стали рассматривать российские активы в качестве высокорискованных и принялись от них активно избавляться, цена акций многих российских эмитентов значительно снизилась.

Для минимизации отрицательного эффекта обесценивания акционерного капитала законодатель разрешил публичным обществам до 31 августа 2022 г. включительно приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при наличии в совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона N 46-ФЗ. Причем громоздкие корпоративные процедуры, предусмотренные в п. 4, 5, 7, 8 ст. 72 Закона об АО для приобретения акционерными обществами собственных акций, в данном случае применению не подлежали (п. 3 ст. 21 Закона N 46-ФЗ).

Приобретенные акционерным обществом собственные акции, именуемые казначейскими, имеют особенности: они не голосующие и по ним не начисляются дивиденды. Поэтому акционерное общество в силу положений абз. 2 п. 3 ст. 72 Закона об АО должно их реализовать по цене не ниже рыночной стоимости не позднее одного года с даты приобретения. Эта норма в кризисной ситуации, когда рынок ценных бумаг не может нормально функционировать и ценные бумаги обесцениваются, ставит публичные общества, которые приобрели собственные акции на основании п. 1 ст. 21 Закона N 46-ФЗ, в непростое положение. Поэтому в интересах таких публичных обществ срок реализации приобретенных ими в 2022 г. акций увеличен с одного года до двух лет (п. 2 ст. 7 Закона N 292-ФЗ).

Еще одна мера финансового характера призвана уменьшить отрицательный эффект волатильности цен на акции, образуемых по результатам торгов, при определении средневзвешенной цены акций, выкупаемых в случае принятия общим собранием акционеров публичного общества решения о его реорганизации. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 292-ФЗ до 31 декабря 2022 г. она должна была определяться по результатам организованных торгов за один месяц, предшествующий дате принятия решения о проведении общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации публичного акционерного общества, а не за шесть месяцев, как это предусмотрено в п. 3 ст. 75 Закона об АО. Очевидно, что чем меньше срок определения средневзвешенной цены при нестабильном рынке ценных бумаг, тем больше вероятность соответствия между их средневзвешенной ценой и реальной стоимостью. При определении цены выкупа акций, допущенных к организованным торгам, т.е. включенных в котировальные списки по итогам процедуры листинга, определение их рыночной стоимости до 31 декабря 2022 г. вообще не требовалось, поскольку в этом случае цена фиксируется исходя из существующих котировок. Действие особого порядка определения средневзвешенной цены в настоящее время продлено до 1 июля 2023 г. (подп. 1 ч. 1 ст. 27 Закона N 519-ФЗ).

Организационные меры связаны со структурированием корпоративного управления в акционерных обществах. Здесь следует выделить проблемы формирования и деятельности совета директоров. Как известно, в хозяйственных обществах, главным образом публичных, часто в состав совета директоров входили нерезиденты, которые после введения санкций стали активно отказываться от этих постов. То же можно сказать и о резидентах, которые принимали соответствующие меры, чтобы избежать применения к ним персональных санкций. Такая тенденция создавала прямую угрозу блокирования деятельности как совета директоров, так и самого хозяйственного общества.

В целях купирования этой угрозы в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 292-ФЗ было предусмотрено, что до 31 декабря 2022 г. совет директоров акционерного общества сохраняет свои полномочия до принятия решения общим собранием акционеров об избрании совета директоров акционерного общества в новом составе в случае, если его количественный состав становится менее количества, предусмотренного законом, уставом акционерного общества либо решением общего собрания акционеров, но не менее трех членов совета директоров. В этой ситуации заседание совета директоров акционерного общества правомочно, если в нем принимают участие не менее половины от числа оставшихся членов совета директоров. Теперь эта норма сохраняет силу до 31 декабря 2023 г. (п. 1.1 ст. 7 Закона N 292-ФЗ в редакции Закона N 519-ФЗ).

Помимо этого до 31 декабря 2023 г. включительно в хозяйственных обществах, в отношении которых иностранными государствами и международными организациями введены ограничительные меры, совет директоров может не образовываться по решению общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества. Функции совета директоров, за исключением отдельных вопросов (образование исполнительных органов общества, увеличение его уставного капитала и т.д.), передаваемых общему собранию акционеров (участников), осуществляет коллегиальный исполнительный орган такого общества, а в его отсутствие — единоличный исполнительный орган (п. 4 ст. 7 Закона N 292-ФЗ). В пункте 6 ст. 7 Закона N 292-ФЗ дан перечень норм, не подлежащих применению к таким хозяйственным обществам.

Организационные меры также устанавливают дополнительные гарантии защиты хозяйственных обществ от так называемого акционерного активизма, когда владельцы незначительного пакета акций, злоупотребляя своими правами, вовлекают акционерное общество в многочисленные судебные процессы. Так, до 31 декабря 2023 г. был повышен процент владения акциями для приобретения права на обращение в суд в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 71, п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 Закона об АО. Таким правом наделялись акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее чем 5% голосующих акций общества (подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» и статью 21 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(17) (в редакции Закона N 519-ФЗ).

Наконец, с помощью организационных мер устанавливаются ограничения на совершение сделок между резидентами и так называемыми недружественными лицами, влекущих за собой прямо или косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования или распоряжения долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими обществами или условия осуществления ими предпринимательской деятельности. Такие сделки могут осуществляться на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (п. 2 Указ Президента РФ от 8 сентября 2022 г. N 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами»*(18)). До этого подобные ограничения были установлены применительно к сделкам с ценными бумагами (п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2022 г. N 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»*(19)). Большое значение для правового регулирования отношений в сфере изменения корпоративного контроля в условиях экономических санкций имеет также Указ Президента РФ от 15 октября 2022 г. N 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)»*(20).

Что касается информационных мер, то они призваны ограничить доступ к информации об акционерных обществах в целях ее недобросовестного использования в рамках санкционной политики иностранных государств. Например, до 31 декабря 2022 г. эмитенты ценных бумаг вправе были раскрывать или предоставлять информацию, подлежащую раскрытию, в ограниченном составе (объеме) либо отказаться от раскрытия или предоставления указанной информации, если это повлекло бы введение мер ограничительного характера в отношении эмитента или иных лиц (п. 1 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг», и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(21)). Ограничения, связанные с раскрытием или предоставлением информации, в силу абз. 3 п. 1 ч. 1 постановления Правительства РФ от 24 ноября 2022 г. N 2131 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 351»*(22) продолжат действовать до 1 июля 2023 г.

Кроме того, до 31 декабря 2023 г. повышается процент владения акциями для наделения правом доступа к информации и документам, предусмотренным п. 1 ст. 84, п. 2, 3 ст. 91 Закона об АО. Его приобретают акционеры (акционер), владеющие в совокупности не менее чем 5% голосующих акций общества (подп. 5 п. 1 ст. 3 Закона N 55-ФЗ в редакции Закона N 519-ФЗ).

Завершая рассмотрение экстраординарных мер в сфере реформирования корпоративного законодательства, разработанных нашим государством для минимизации негативных последствий экономических санкций, нельзя не отметить, что период действия этих мер может быть продлен, как это было сделано, в частности, Законом N 519-ФЗ, поскольку угрозы, от которых они были призваны защитить экономику страны, все еще сохраняются. В такой ситуации осуществление комплексных плановых изменений отечественного корпоративного управления, в том числе в части разграничения сфер управления и контроля, представляется весьма затруднительным.

 

Список источников

 

  1. Бурдули И. Постсоветское корпоративное право перед лицом перманентной реформы: безрезультатный процесс и Грузия // Очерки права компаний: Сборник статей / Под общ. ред. И.В. Спасибо-Фатеевой. Харьков, 2019.
  2. Габов А.В., Меребашвили Т.А. Права владельцев акций и корпоративное управление в акционерных обществах в период пандемии // Закон. 2021. N 10.
  3. Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997.
  4. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.
  5. Суханов Е.А. Акционерный закон vs. Гражданский кодекс: lex specialis derogat lex generalii? // Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития / Отв. ред. Д.В. Ломакин. М., 2021.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Статья подготовлена с использованием информационной базы СПС «Гарант».

*(2) Справедливости ради следует отметить, что такие ситуации нередки в постсоветском пространстве. См., напр.: Бурдули И. Постсоветское корпоративное право перед лицом перманентной реформы: безрезультатный процесс и Грузия // Очерки права компаний: Сборник статей / Под общ. ред. И.В. Спасибо-Фатеевой. Харьков, 2019. С. 50-70.

*(3) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

*(4) См., напр.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

*(5) В юридической литературе можно встретить точку зрения, согласно которой термин «корпоративное право» является в достаточной мере условным, отражающим лишь тот факт, что подавляющее большинство юридических лиц относится к числу корпораций. См., напр.: Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. N 1. С. 14-25.

*(6) Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627.

*(7) См.: Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М., 1997; Он же. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М., 2008.

*(8) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

*(9) Подробнее об этом см.: Суханов Е.А. Акционерный закон vs. Гражданский кодекс: lex specialis derogat lex generalii? // Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития / Отв. ред. Д.В. Ломакин. М., 2021. С. 9-23.

*(10) СЗ РФ. 2022. N 9 (ч. 1). Ст. 1257.

*(11) Вестник Банка России. 2020. N 79.

*(12) В литературе уже отмечалось влияние данного фактора на изменение корпоративного законодательства. См., напр.: Габов А.В., Меребашвили Т.А. Права владельцев акций и корпоративное управление в акционерных обществах в период пандемии // Закон. 2021. N 10. С. 121-134.

*(13) СЗ РФ. 2020. N 15 (ч. 1). Ст. 2238.

*(14) Там же. 2022. N 29 (ч. 3). Ст. 5259.

*(15) Там же. N 11. Ст. 1596.

*(16) Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 519-ФЗ). Ст. 19 // СЗ РФ. 2022. N 52. Ст. 9349.

*(17) Там же. N 12. Ст. 1782.

*(18) Там же. N 37. Ст. 6316.

*(19) Там же. N 10. Ст. 1466.

*(20) Там же. N 42. Ст. 7159.

*(21) Там же. N 12. Ст. 1837.

*(22) Там же. N 49. Ст. 8660.